Накануне профессионального праздника работников почты мы встретились с начальником Орского почтамта Валерием Николаевичем НАЗИНЫМ и его заместителем Татьяной Владимировной ГУБЕР.
Орский почтамт является филиалом Управления почтовой связи по Оренбургской области, которое в свою очередь является филиалом Федерального государственного унитарного предприятия
«Почта России».
– Большое у вас хозяйство?
– Как известно, в 2005 году «Почта России» приняла решение об укрупнении почтамтов (тогда они назывались городскими и районными узлами связи). К Орскому почтамту присоединили Новотроицкий узел связи, а также почтовые отделения Домбаровского и Новоорского районов, плюс всех поселков, которые находятся вокруг Орска и Новотроицка. В настоящее время в нашу структуру входят 73 отделения почтовой связи: 34 – в Орске (из них 4 – поселковые отделения связи), 12 – в Новотроицке (6 городских и 6 поселковых отделений связи), 12 – в Новоорском районе и 15 – в Домбаровском. Вся корреспонденция из почтовых отделений поступает в один центр, так называемый страховой участок, или участок перевозки и переработки почты, который находится в Орске. А уже отсюда письма, бандероли и посылки отправляются во все концы страны. То же самое происходит с корреспонденцией, которая поступает извне. Она также перерабатывается на страховом участке, а уже потом перевозится во все отделения почтовой связи, откуда доходит до каждого адресата. Все тиражи местных газет также поступают на страховой участок, а затем распределяются по почтовым отделениям. Перевозкой почты занимается цех вспомогательного производства. Это самое большое отделение в нашей структуре, здесь работает более 80 человек, в основном водители. Есть у нас и своя касса, поскольку мы занимаемся доставкой пенсий нашим адресатам. Исключая Новотроицк, где доставкой пенсий занимается другая служба. А всего в системе Орского почтамта работает свыше 900 человек, причем 800 из них – женщины.
– Как объединение почтамтов сказалось на вашей работе?
– В принципе ничего исключительного не произошло. Все почтовые отделения остались на местах, их не убавилось и не прибавилось. И людям по большому счету все равно, откуда им доставляют почту, главное, чтобы все было качественно и вовремя. Зато в плане экономии объединение сказалось положительно. Высвободилось 50 инженерно-технических работников, за счет этого сокращения остальным работникам немного повысили заработную плату. Если же коротко пройтись по всем видам почтовых отправлений, то везде идет тенденция к увеличению объема. Ни Интернет, ни мобильная связь не сократили поток писем. Напротив, количество письменной корреспонденции, куда входят простые и заказные письма, неуклонно увеличивается. Это связано с тем, что больше стало официальных писем: от налоговой службы, от судебных инстанций и т.д. Посылок и бандеролей тоже стало больше: за счет заказов по наложенным платежам книг, журналов и других товаров через почту. Что касается денежных переводов, то рост наблюдается просто огромный. У нас 68 федеральных клиентов. Многие банки поручают погашение кредитов через почту. Определенные категории граждан через почту получают заработную плату. Возрос сбор коммунальных платежей. Газ, электроэнергия, телефон, квартирная плата (исключая Новотроицк) – все это идет через почту. Мы собираем платежи для 28 организаций, начиная с платы за детский сад и кончая штрафами за дорожно-транспортные нарушения. Конечно, это создает определенные очереди, но зато удобнее за все платить в одном месте. Для того, чтобы меньше было очередей, мы за последние годы автоматизировали всю нашу систему. Все операторы сегодня работают с компьютерами, включая и сельские отделения связи. Создана общая компьютерная сеть, через которую из центра видно, чем занимаются отделения связи в данный момент и как у них идет работа. Ускорена передача денежных переводов. Во многих отделениях почтовой связи осуществляется розничная торговля предметами бытовой необходимости. Это новшество было введено в 90-е годы, в период выживания почтовой связи, а теперь оно утверждено на федеральном уровне. Можно по-разному относиться к такой торговле, но она приносит определенный доход, за счет которого мы поддерживаем убыточные сельские почтовые отделения связи. Многие пенсионеры, которым трудно выходить из дома, заказывают товары первой необходимости на дом, и наши почтальоны их этими товарами снабжают. В общем, дел у нас много, и есть уверенность, что без работы наши сотрудники в ближайшие годы не останутся.
– Как обстоит дело с подпиской на местные газеты?
– Если говорить о подписке, то и здесь заметен постоянный, хотя и небольшой рост. В Новотроицке осуществлять подписку сложнее. Для этого есть свои причины. Как уже говорилось выше, наши почтальоны в Орске и районах разносят пенсии на дом. При прямом контакте с людьми всегда легче уговорить их подписаться на местную газету и тут же оформить подписку. В Новотроицке таких контактов с адресатами меньше. Не последнее место занимает активность и самих отделений связи в этом вопросе.
– Если уж мы заговорили на эту тему, то давайте коснемся и такой проблемы. В редакцию городской газеты часто поступают жалобы от наших подписчиков на несвоевременную доставку газеты «Гвардеец труда», возможно, и других газет. Что предпринимается для того, чтобы урегулировать вопрос с доставкой почты?
– Начнем с того, что все эти жалобы доходят до нас, и ни одна из них не остается без внимания. Действительно, такие факты есть, и по Новотроицку их больше, чем в Орске или в районах. Но если говорить объективно, то и по Новотроицку эти жалобы поступают не на все отделения связи. Везде свою роль играет человеческий фактор. Хотя для его проявления есть свои причины. В Новотроицке на некоторых предприятиях заработная плата на порядок выше, чем в других учреждениях, в том числе и в отделениях почтовой связи. Работа у почтальонов тяжелая, а оплата труда пока что низкая. И если есть возможность, особенно для молодежи, то люди постараются найти другую работу, где заработная плата будет хотя бы как-то соответствовать их требованиям. Это не может не накладывать свой отпечаток на определенную текучесть кадров и на определенный настрой людей. В Новотроицке в отделениях связи текучесть кадров составляет 40 процентов, для сравнения, в Орске - 6-7 процентов. Все это говорится не в качестве оправдания, а в качестве прояснения ситуации. Тем не менее меры принимаются: и в виде наказания, и в виде поощрения. Главная наша задача – это повышение заработной платы сотрудникам, что мы и делаем ежегодно порядка на 12-20 процентов. В первую очередь, мы повысили заработную плату тем работникам, у которых она была ниже принятого по стране минимального уровня. Каждая дополнительная услуга в нашей системе поощряется рублем. В Орске есть почтальоны, которые по 7-8 тысяч зарабатывают сверх зарплаты за счет сверхплановой подписки, за счет продажи товаров по просьбе адресатов. На федеральном уровне решаются вопросы по увеличению расценки на ту корреспонденцию, которую отправляют федеральные службы. Причем это увеличение не является произвольным, уже сегодня себестоимость таких отправлений гораздо выше, чем она осуществляется в действительности, ее только нужно утвердить на реальном уровне. А пока что средняя заработная плата по Орскому почтамту составляет чуть больше 7 тысяч рублей. Тем не менее большинство людей работает очень хорошо. В Новотроицке замечательно работают коллективы 3 и 13 отделений связи. В 6 отделении связи отлично работают почтальоны. И жалоб от наших клиентов в последнее время становится все меньше.
– Как в вашей системе осуществляется кадровая политика?
– Если говорить о количестве работников, то за последние годы все остается на прежнем уровне. Раньше большим ходом шло жилищное строительство, строились целые кварталы, открывались новые почтовые отделения, естественно, увеличивался штат сотрудников. Сегодня такого строительства нет, и штат остается прежним. Некоторое сокращение, как уже говорилось выше, произошло за счет укрупнения почтамтов. Необходимое увеличение штата идет за счет роста новых услуг. Сегодня мы каждый месяц разносим полмиллиона квитанций. И столько же принимаем платежей. Естественно, увеличился штат операторов в отделениях почтовой связи. Есть приток свежих сил, но основу составляют наши ветераны. Сотрудников, проработавших свыше 15 лет, у нас более 300 человек. Это те люди, которые вытащили нашу почту в период разброда и шатания. С новыми сотрудниками ситуация такая: если человек в первый год не ушел с почты, то, как правило, он остается работать и дальше. Подготовка специалистов осуществляется в одном из профессиональных лицеев Орска, где есть группа операторов связи. Учение проходит в течение 9 месяцев, но есть и ускоренное 3-месячное обучение. Новые сотрудники проходят 2-х месячное обучение и в самих отделениях связи. К каждому прикрепляется наставник, который получает за свой наставнический труд дополнительную плату. Потом ученики сдают экзамены и становятся операторами. В Самаре есть колледж связи, где также обучаются наши будущие сотрудники. Производственный рост идет по следующим ступеням: оператор 3, 2, 1 класса, потом заместитель начальника отделения связи, а потом начальник. Мы сами производим свои кадры.
– В будущее смотрите с оптимизмом?
– У нас 73 мамы находятся в декретном отпуске. Это почти 10 процентов от общего числа работающих женщин. Разве это не показатель, что люди не боятся смотреть в будущее? Сегодня «Почта России» – это единый организм, а ведь еще 10 лет назад каждый выживал, как мог. Мы сделали евроремонты во многих почтовых отделениях. В Новотроицке – это 1, 3, 9 и 13 отделения. То есть из шести почтовых отделений, обслуживающих город, в четырех произведен евроремонт. Дойдет очередь и до остальных отделений. Это тоже своеобразное поощрение коллектива, потому что в хороших условиях работается легче. В планах «Почты России», чтобы все почтовые отделения в стране были узнаваемы, чтобы они были отделаны в одном стиле, в одном цвете. У нас появится своя «почтовая марка». Работать в «Почте России» станет престижно. Так что повод для праздничного настроения у нас есть, и не один.
Пользуясь случаем, мы хотели бы поздравить весь коллектив почтовых работников с нашим профессиональным праздником и высказать слова благодарности за тот огромный труд, который они делают. Труд тяжелый, но очень необходимый людям. Спасибо нашим почтальонам, операторам, всем, кто работает в структуре «Почты России». Огромные слова благодарности нашим ветеранам, которые много лет отдали нашему общему делу. Счастья, добра, благополучия вам и вашим семьям!
Анатолий ТЕПЛЯШИН.
Фото Виктора ШИТИНА.
На снимке начальник 3 отделения почтовой связи И.Бакастова, оператор 1 класса Л.Янгелова, операторы Т.Дубынина и Н.Масьянова;