Пока не было письменности, люди могли передавать информацию при помощи предметов. Такой способ (применяемый до сих пор) иногда называют «предметным письмом», хотя письма в прямом значении здесь вовсе нет. Это, например, вывеска сапожной мастерской, когда над дверью вешают реальный сапог; кольцо на пальце женщины, говорящее «я замужем»; букет, в котором каждый цветок или его цвет что-нибудь да означает.
Предметный способ общения (или язык жестов) удобен и для людей, говорящих на разных языках. При минимуме смысловых средств и умственных затрат люди, тем не менее, прекрасно друг друга понимают. Это указывает на то, что предметный способ общения является не только самым древним в мире, но и в какой-то мере универсальным.
В книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» главный герой посещает не только страну лилипутов и страну великанов, но и совершает путешествия в Лапуту, Бальнибарди и другие загадочные страны. В одной из этих стран ему довелось побывать в главной Академии, где ученые занимаются самыми разными научными опытами и проектами. Например, один из них восемь лет разрабатывает проект извлечения из огурцов солнечных лучей. Другой ученый занимается пережиганием льда в порох. Но самое большое удовольствие Гулливеру доставил прожектёр, открывший способ пахать землю свиньями, избавившись, таким образом, от расходов на плуги, скот и рабочих.
В школе языкознания Гулливер попадает на совещание, посвященное вопросу усовершенствования родного языка. «Первый проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов и причастий, так как в действительности все мыслимые вещи суть только имена. Второй проект требовал полного упразднения всех слов… Так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предложение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний».
Этот проект не получил широкого распространения в народе только потому, что женщины пригрозили поднять восстание, требуя, чтобы языку их была предоставлена полная воля, согласно старому дедовскому обычаю. «Тем не менее многие весьма ученые и мудрые люди пользуются этим новым способом выражения своих мыслей при помощи вещей. Единственным его неудобством является то обстоятельство, что, в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы, собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с вещами. Мне часто случалось видеть двух таких мудрецов, изнемогающих под тяжестью ноши, подобно нашим торговцам в разнос. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу в продолжение часа; затем складывали свою утварь, помогали друг другу взвалить груз на плечи, прощались и расходились».
Язык предметов долгое время был в употреблении среди людей. Собравшись в поход на скифов, персидский царь Дарий отправил к ним послов, которые предложили скифам покориться персидскому царю, прислав ему горсть земли и сосуд с водой. Вместо этого скифы вручили послам корзину, завязанную платком. Царь снял платок – из корзины вылетела птица, потом выскочила мышь и выпрыгнула лягушка. На дне корзины лежало пять стрел с бронзовыми наконечниками. Дарий воспринял эти дары как капитуляцию скифов. Птица олицетворяет небо, мышь – землю, лягушка – воду. А стрелы означают, что скифы сложили свое оружие. Но придворный мудрец по-другому растолковал послание скифов: «Эти дары означают: если вы не умчитесь, как птицы, не спрячетесь, как мыши в землю, или не скроетесь, как лягушки в воде, то все вы погибнете от наших стрел». В конце концов, оказалось, что придворный мудрец был прав.
Но человечество развивалось, и люди стали предметы заменять их изображением. Так появилось «картинное письмо». В принципе нет большой разницы между предметным и картинным письмом. Хотя различие, конечно, есть. Ведь предмет – прежде всего предмет, а уже затем символ для передачи информации, а картинка сразу была только символом. Люди, научившись делать изображения предметов на песке, на дереве, на камне, стали пользоваться ими для выражения своих мыслей. В первоначальных рисунках они видели предметы, но затем научились воспринимать их в качестве отвлеченных понятий, и в результате не только смогли излагать свои мысли гораздо яснее и полнее, но и совершенствовать сам мыслительный и разговорный процесс.
Изображение льва постепенно стало обозначать такие понятия, как «сила», «могущество», а собаки – «верность». Затем картинное письмо превратилось в комплекс рисунков, значение и смысл которых не всегда соответствовали изображению, а обозначали разные понятия. Рисунок превращался в знак, знак становился символом, и все это продолжалось до тех пор, пока не был изобретен алфавит.
Но предметная символика не осталась в прошлом, более того, в наше время она приобрела особое значение. Прекрасно, если молодой человек читает девушке стихи, но гораздо внушительнее, если он молча распахнет перед ней дверцу собственного лимузина. В пятидесятые годы была популярной песня: «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить, но зато в эти ночи весенние я могу о любви говорить». Увы, соловьиху баснями не накормишь. Язык дорогих вещей – это символ престижа и состоятельности. Он способен заменить многое, в том числе и то, что не всегда выразишь словами: любовь, нежность, верность. Но разве нельзя совместить язык вещей и настоящих чувств? Неужели это антиподы? В идеальном варианте и в порядке счастливых исключений – все возможно. Но в жизни весомый предмет всегда понятней и убедительней «символики тончайшего письма».