Гвардеец труда. Новотроицк

Обучение на дому, в семье, дистанционно

В школе №15 Новотроицка для детей, которые являются особенными в силу физических ограничений или же психологической конституции, создаются условия для того, чтобы они почувствовали себя равными среди сверстников и проявили свой интеллектуальный потенциал.

Обучение на дому, в семье, дистанционно Обучение на дому, в семье, дистанционно Обучение на дому, в семье, дистанционно Обучение на дому, в семье, дистанционно Обучение на дому, в семье, дистанционно Обучение на дому, в семье, дистанционно Обучение на дому, в семье, дистанционно Обучение на дому, в семье, дистанционно

– Сегодня федеральным законом предусмотрены различные формы получения школьного образования: очная и заочная, домашняя и семейная, а также дистанционная. Практически все они в разных пропорциях реализуются у нас, – рассказывает директор школы № 15 Наталья Тарских. – В отношении каждого ребенка решение принимается на основе пожеланий его родителей, стремлений самого ученика, а в случае необходимости – по заключению городской психолого-медико-педагогической комиссии. Причем, в большинстве случаев речь идет не о какой-либо одной форме получения образования, а об их эффективном сочетании. 

Самый яркий пример – использование дистанционного обучения. В старших классах, где главным направлением работы является подготовка ребят к итоговой аттестации, учителя рекомендуют ученикам выполнять задания на специальных сайтах, таких как «Решу ОГЭ» и «Решу ЕГЭ». Детям это позволяет распределять объем академической нагрузки, а учителям – отслеживать динамику усвоения материала и, что немаловажно, оценивать учебную мотивацию своих подопечных.

Или же возьмем другую ситуацию: ребенок получил серьезную травму, резко ограничивающую его физическую активность. Оформление документов для временного перевода на домашнее обучение занимает время. И, чтобы ребенок не отстал от программы, родители просят педагогов высылать задания по Интернету. К слову, во время продолжительного больничного или на период пребывания в иногороднем учреждении санаторно-лечебного типа такой возможностью имеет право воспользоваться любой ребенок.

Особые семейные обстоятельства

В настоящее время довольно распространена семейная форма обучения. Она предполагает, что родители, предоставив в городское управление образования соответствующее заявление, берут на себя всю полноту ответственности за обучение своих детей и успешное прохождение ими итоговой аттестации. Понятно, что последнее является обязательным условием получения документа государственного образца о среднем образовании.

В этом учебном году школа № 15 работает с семью такими семьями. Официально, дети не числятся в ней: родители обращаются сюда за методическим, педагогическим и психологическим сопровождением.

– Главной причиной перехода на семейное обучение является специфическая профессиональная занятость родителей. Они большую часть года проводят в других городах или даже за рубежом, а расставаться на это время с детьми не хотят, – поясняет Наталья Тарских. – Нередко мамы таких ребят имеют педагогическое образование, у родителей есть финансовые возможности нанимать репетиторов. Школа предоставляет им учебные программы, на которые они должны ориентироваться при организации образовательного процесса, учебники. Даем возможность проходить промежуточную аттестацию в учебных классах. 

Аналогичным образом ведется работа с детьми, которые, не имея физических  ограничений для посещения школы, тем не менее психологически не готовы заниматься в обычном классе.

– В таких случаях с ребенком работает школьный психолог, – отмечает Наталья Александровна. – Наша цель – скорректировать его состояние так, чтобы он впоследствии мог перейти на общую форму обучения. Ведь не надо забывать: по достижении совершеннолетия молодым людям придется получить профессиональное образование, найти свое место в жизни, обрести семейное счастье. Для этого понадобится не только аттестат, но и умение эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Также есть родители, которые считают, что для их детей семейное образование просто лучше подходит: дает возможность посещать кружки и секции, ездить на конкурсы и соревнования.

– Таким родителям я даю добрый совет: пусть ребенок походит в школу хотя бы первый-второй год, – считает Наталья Тарских. – Это позволит ему сформировать базовые академические навыки и понятия о дисциплине, а также задаст дальнейший вектор его интеллектуальному развитию.

Доступная среда – успешная учеба

Общее количество учеников школы № 15 составляет 695, из них 23 – особенные дети, в том числе 8 – инвалиды. И в учебном заведении сделано все, чтобы эти ребята не ощущали своих физических и психологических ограничений. В 2015 году проведена большая реконструкция для приведения школы в соответствие с требованиями проекта «Доступная среда». Сегодня во всем здании нет порогов, дверные проемы расширены до 90 сантиметров (минимум), есть специальный туалет для маломобильных детей. Главная же гордость школы – лифт для ребят, передвигающихся на инвалидных колясках, который появился благодаря финансовой поддержке УК «Металлоинвест».

– Основная часть особенных ребят приходится на начальное и среднее звено, – рассказывает Наталья Александровна. – Для каждого из детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуальная образовательная программа и программа психологического сопровождения. Применяется дифференцированная система оценки знаний, готовятся специальные учебные пособия и материалы. Скажем, слабовидящим выдаются тексты, набранные более крупным шрифтом. 

Но самое основное – создаются максимально бережные условия для здоровья особенных учеников. Родители могут в любое время принести в школу забытые детьми медицинские препараты. Номера сотовых и домашних телефонов мам и бабушек – для оперативной связи имеются у директора и классных руководителей.

С недавнего времени для детей с ОВЗ предусмотрены особые условия прохождения итоговой аттестации. Задания разрабатываются с учетом особенностей диагнозов, а также рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. В ряде случаев допускается присутствие на экзаменах родителей или законных представителей.

– Есть у нас дети, которые не хотят выглядеть «особенными», – говорит Наталья Тарских, – и предпочитают сдавать экзамены в общем порядке. Немало из них по завершении школы успешно получают средне-специальное и высшее образование, дающее возможность на профессиональную самореализацию. Однако, мы, зная каждого конкретного ребенка, в ряде случаев настоятельно советуем родителям воспользоваться особыми условиями прохождения аттестации. Зачем подвергать ученика дополнительному стрессу?

– Если психическое состояние ребенка и его объективные интеллектуальные данные не позволяют ему освоить обычную программу, то заставлять его, образно выражаясь, встать в общий строй – крайне деструктивное решение, – поясняет Н. Тарских. – Попытки приведут к недопустимым для него перегрузкам, чреватым обострениями заболеваний. А завышенные требования – к психологическим срывам. Я говорю родителям, что свидетельство о получении среднего образования – это, конечно, не аттестат. Но такой документ даст возможность получить специальность, пусть и не связанную со сложной интеллектуальной деятельностью, но позволяющую жить самостоятельной взрослой жизнью.

Подводя итог, Наталья Тарских обращается к родителям школьников:

– Закон вам предоставляет права на различные формы образования для ваших детей. Но, принимая решение, вы должны, в первую очередь думать о целесообразности. Именно от нее, а не от веяний моды и сиюминутных выгод, должен зависеть ваш выбор.