Повышения заработной платы с 1 сентября 2011 года учителя ждали с нетерпением и некоторой опаской: как бы вместо достойной прибавки обещанная сумма не ограничилась двумя-тремя сотнями рублей. И вот в руках первая повышенная зарплата. Оправдались ли, и насколько, ожидания педагогов?
Не ниже средней
по экономике региона
Надежда ГУЗИЕНКО,
председатель городского комитета профсоюза работников образования
Вообще учителя этот шаг правительства восприняли положительно: получали 10 тысяч рублей – стали 13. Но надо понимать, что заработную плату следует поднимать не на проценты, а в разы. Зарплата педагога, даже увеличенная, неадекватна тем нагрузкам и требованиям, которые сегодня предъявляются к учителю. Только в сентябре в школах проведено три контрольных среза.
Мы говорим о достойной заработной плате. А сколько это? Это четыре прожиточных минимума. Сегодня он составляет 5 990 рублей. Если бы учитель получал 24 тысячи рублей, он бы почувствовал разницу. Вместо десяти тринадцать тысяч – приятно, но не настолько, чтобы сказать: проблема решена.
Премьер Владимир Путин поставил задачу: средняя заработная плата учителя должна быть не ниже средней в экономике региона. У нас в области она 16,2 тысячи рублей. То есть мы до нее еще не дотянули. И как сказал губернатор области Юрий Берг на традиционной встрече с учителями, в следующем году предполагается новое повышение заработной платы, деньги в областной бюджет будут заложены. Повышение произошло на 30 процентов, но не достигло нужного уровня. И поставлена задача довести ее до средней по экономике в регионе.
В связи с повышением заработной платы педагогическим работникам возникла еще одна проблема. У нас в стороне оказались школьные библиотекари: их не отнесли ни к учителям, ни к работникам культуры, которым с 1 ноября также повышается заработная плата. Практически они приравнены к младшему обслуживающему персоналу. И профсоюз сейчас поднимает этот вопрос, чтобы восстановить справедливость.
Нужны федеральные программы
Наталья ТАРСКИХ,
директор школы №15
Ожидания педагогов в целом оправдались. Я об этом говорю совершенно ответственно. Сначала настроения были пессимистические, ведь всегда какие-то надбавки убирали, за счет этого прибавляли в чем-то другом. В этот раз надбавка устанавливалась на ставку и на все доплаты – за проверку тетрадей, ведение кабинетов, областная надбавка за классное руководство и так далее. Единственно, осталась неизменной президентская надбавка за классное руководство в 1 тысячу рублей.
Я, как директор школы, вижу, что настроение у учителей поднялось, когда они увидели свою новую зарплату. Учителя среднего звена, работающие на две ставки, будут получать примерно тысяч 16-17. Это существенная прибавка. Молодые специалисты выигрывают меньше: их зарплата с 5 тысяч повысится до 7,5 тысячи рублей. Хочется, конечно, иметь больше, короткий рабочий день, два выходных. К сожалению, школа этого гарантировать не может, потому что у нас шестидневная рабочая неделя.
Оптимистический настрой сказался на отношении к делу. Если раньше учителя не всегда охотно соглашались выполнять дополнительную работу – подготовка к олимпиадам, конкурсам, то сегодня с нынешней зарплатой они стремятся участвовать в различных конкурсах, даже дистанционных и международных, проводят дополнительные занятия (причем в нашей школе они бесплатные). Сегодня школа работает до четырех-пяти часов.
С нынешним повышением зарплаты поднято его достоинство. Я думаю, в этом направлении нужно двигаться и дальше. Учитель не должен работать на две ставки. Ему необходимо время на отдых, самообразование, подготовку к новому рабочему дню, в конце концов, на собственную семью. Нужны федеральные программы помощи учительским семьям, технического оснащения и ремонта школ, приведения их в соответствие с санитарными и противопожарными нормами и чтобы Новотроицк обязательно в них вошел.
Прибавка
ощутимая
Татьяна БОГДАНОВА,
учитель музыки школы №13
Надежды в большей степени оправдались у тех педагогов, кто имеет большую нагрузку. Например, у меня две ставки, поэтому прибавка в зарплате составила почти 4 тысячи рублей. А так в среднем 2,5 тысячи, это не 200-300 рублей, а весомая прибавка. Настроения новая зарплата прибавила. Однако всех проблем не решила. Так, учителя начальных классов при базовой нагрузке получат в среднем на полторы тысячи больше, чем раньше. Осталась проблема со стимулирующей частью учительской зарплаты. Сложно распределить ее так, как люди заслуживают, потому что сумма маленькая. Нет универсальной единицы измерения труда учителя-предметника и учителя, занимающегося эстетическим воспитанием. Как можно оценить их работу? Один готовит учеников к ЕГЭ, другой – готовит и проводит мероприятия, те же конкурсы, фестивали. Эмоциональные, физические, умственные затраты у второго не меньше. Согласна, контрольные, разные срезы, подготовка рефератов, олимпиады – за все надо платить. А есть другая, рядовая, но не менее важная работа. И тут можно было бы воспользоваться стимулирующей частью. Но именно она вызывает споры в педагогических коллективах, потому что методика ее распределения не совсем продумана. К примеру, на комбинате если дают премию, то дают всей бригаде, кому-то меньше, кому-то больше, но всем. В нашей сфере также надо что-то менять.
А то, что прибавили зарплату, правильно и в целом ощутимо.