4 ноября - День Казанской иконы Божией Матери. Накануне праздника о его истории и значении читателям «Гвардейца труда» рассказывает настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла игумен Никодим.
-- Отец Никодим, икона Казанской Божией Матери – одна из самых почитаемых у православных. Праздник ее отмечается дважды – летом и осенью. И осенний теперь, как и когда-то прежде, является не только церковным, но и совпадает с государственным – Днем народного единства. С чем связано такое особое отношение?
-- Начну с того, что на рубеже XVI и XVII веков в России, как известно из истории, было Смутное время. В стране наступило междуцарствие, оно сопровождалось разными беззакониями. Тогда же польские войска напали на Россию и обманным путем завладели Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту Родины. В рядах ополченцев, прибывших из Нижнего Новгорода, был список с Казанской чудотворной иконы, принадлежавший князю Дмитрию Пожарскому. Эта икона стала главной святыней народного сопротивления. В 1612 г. русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Их молитвы были услышаны.
В то время в Москве в плену томился греческий архиепископ Арсений. Он тоже долго и горячо молился Богоматери и уже ослеп от слез. Во сне к нему явился преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что Россия будет спасена. В знак истинности этих слов Арсению было даровано прозрение.
Воодушевленные таким известием, русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. освободили Китай-город, а через пять дней поляки сдались. В память об этом событии в Москве на Красной площади был воздвигнут собор в честь Казанской иконы Божией Матери.
А по повелению царя Михаила Федоровича и с благословения отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Церковью было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября) совершать в Москве особое празднование Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом. Затем этот праздник стал отмечаться по всей России.
К этой иконе прибегают все верующие, поскольку она считается покровительницей всей России. Мы просим, чтобы она оберегала нас, охраняла. В Новотроицке в День Казанской иконы Божией Матери мы тоже будем служить Божественную литургию и после нее праздничный молебен. Потом в 10 часов утра от храма отправимся и пройдем крестным ходом по центральной улице нашего города.
-- На этой неделе нас ожидает еще один особенный день -- Дмитриевская родительская суббота, когда совершается особая поминальная служба. Эту традицию православная церковь чтит уже более шестьсот лет, и она тоже связана с очень важными событиями в российской истории.
-- Установление поминовения усопших в эту субботу принадлежит князю Дмитрию Донскому с благословения преподобного Сергия Радонежского.
В 1380 году собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благословлен на бой с иноземцами игуменом земли русской Сергием Радонежским. В войско Донского по благословению Сергия вступили два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябля, которые пали в сражении.
После битвы на Куликовом поле Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву лавру. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (по старому стилю), в день памяти святого покровителя воинов Димитрия Солунского.
Предложение великого князя было принято. Первоначально поминовение совершалось по воинам, павшим в этом сражении. С годами Дмитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан.
-- Какие рекомендации дадите новотройчанам на этот день?
-- Надо помнить и заботиться не только о живых своих близких, но и тех, кого уже нет с нами. Живые нуждаются в одежде и пище, покойным нужна только наша молитва. Живя на земле, мы согрешаем, но после смерти не имеем возможности молиться и каяться, за нас только могут попросить наши родные и близкие. По молитвам родственников Господь облегчает участь покойного. Поэтому самое дорогое для умерших – это наша душевная молитва, когда мы приходим в храм, ставим свечи и просим, чтобы Господь по своему милосердию простил ему прегрешения, совершенные при жизни, вольные и невольные.