Гвардеец труда. Новотроицк

Подвиг и память. К 75-летию Великой Победы. Земляки – Герои Советского Союза

  • 10-02-2020 05:20

В подборке предлагаемых читателям материалов мы расскажем о Героях Советского Союза, чья жизнь так или иначе была связана с нашим городом, они работали или учились здесь, жили после войны. Автор – журналист, писатель, исследователь Михаил Секрет – по крупицам собирал и анализировал документы, факты, свидетельства самих героев его публикаций и их родных.

Подвиг и память. К 75-летию Великой Победы. Земляки – Герои Советского Союза

Находчивый и неустрашимый

Когда пишут о Герое Советского Союза Андрее Филипповиче Зинине, непременно вспоминают случай, который произошел во время войны с белофиннами на Карельском перешейке.

Андрей Зинин командовал танковым взводом. 26 февраля 1940-го завязался горячий бой у поселка Куса. Пути наступлению наших частей преградили мощные дзоты. Свернуть с дороги нельзя: болота, надолбы, завалы, минные поля... Только вперед! А как? Поступает приказ разрушить огневые точки противника. И снова проблема – артиллерия осталась далеко позади.

Зинин решил испытать свой расчет. Он вывел танк на прямую наводку и открыл огонь по дзотам. Снаряды отскакивали от колпака, как мячи от стенки. Но дзот был разрушен, уничтожены три снайпера, не позволявшие пехоте выйти на рубеж атаки.

Позже, наступая у Выборга, танковая рота попала на минное поле. Несколько экипажей свернули в сторону и попали в замаскированный ров. Ситуация  – критическая.

– Слушай, Андрюх,  – Зинин узнал голос командира второго взвода. – Дзоты наверху. За этим чертовым рвом низина. Она не простреливается. Сможем набросить троса на твои машины?

– Понял тебя, – отозвался Зинин.  – А болота там нет?

– Нет, оно ниже метров на полста. А тут берег каменистый. Пробуй...

– Брать правее – в низину, – скомандовал Зинин.

Когда финны опомнились, было поздно: боевые машины, попавшие в ров, вдруг взревели и стали выползать на противоположную сторону. Финны тщетно пытались остановить взвод огнем.

Золотую Звезду Героя Андрей Филиппович получал в сороковом в Кремле. Красная площадь запомнилась ему нарядностью, торжественностью и величием. Не мог тогда танкист Зинин представить, что в сорок пятом он пройдет по ее брусчатке в расчетах участников Парада Победы.

В 1941 году, окончив военное училище в Ульяновске, Андрей Зинин попадает на Первый Украинский фронт, командует ротой, затем ба­тальоном тяжелых танков. О том, как он воевал, говорят награды: орде­на Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды.

Войну закончил в Праге. Его батальон одним из первых ворвался на улицы города, обреченного на полное разрушение.

До 1961 года А.Зинин оставался в армии. Потом жил в Новотроицке. Здесь ему было присвоено звание «Почетный гражданин города».

Дороги Мусы

Ростепель. Телеге нет проезда...
Но, меся лаптями снег и грязь,
В кожушке, под вешним солнцем тёплым
Он идёт в деревню, торопясь.

Эти стихи Муса Джалиль написал в 1925 году в Орске. Посвящены они комсомольскому активу. Муса в то время был инструктором уездного комитета комсомола, вел работу с молодежью в селах: Хабарном, Аккермановке, Белошапке, Саре, Гайнуллине, на Горюне, в Губерле, на хуторе Сильнове.

– Любил эти места Джалиль,  – вспоминал руководитель пропагандистско-агитационного отдела укома комсомола Яков Сивожелезов.  – Обычно мы добирались сюда верхом или на телеге. Дорога шла живописной низиной, рядом с чистыми круглыми озерами. Как-то укомовцы привезли в Хабарное целую телегу книг, бума­ги, карандашей, а также гармошку, несколько балалаек, домру. И даже лопаты и ломы, пилы и хомуты. Музыкальные инструменты размести­ли в уютной хатке, которая в то время была и клубом, и библиотекой, и комсомольским штабом. А заправлял этим хозяйством Афанасий Лямзин.

А вот какой случай произошел с Мусой и его товарищами в селе Гай­нуллине летом 1926 года. Жили здесь в основном татары и башкиры. Со­брали молодежь, стали рассказывать, что такое комсомол, Устав, Про­грамма РКСМ  – словом, шел обычный разговор в ауле, не знавшем еще, что такое электричество, хлеб, испеченный на заводе. Когда беседа подо­шла к концу, Джалиль предложил записываться в комсомол. Ребята сидят и молчат. Потом встает паренек:

– Сами не вписались, а нас заставляете. Пусть Муса с Яшкой сначала впишутся, а потом уж мы.

Пришлось укомовцам второй раз вступать в комсомол. Подобное по­вторялось и в ауле №4, и в Куклеше. Добрую память оставил о себе Муса в наших краях. 

М.М.Залилов (Джалиль) погиб в фашистских застенках Моабита. 2 февраля 1956 года ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1957 году Джалилю первому из советских поэтов присуждена Ле­нинская премия (посмертно). 

Присвоить звание посмертно

Василий Харитонович Кордюченко родился в селе Саверовка Гайс­кого района. Работал здесь плотником, ремонтником, пожарным. Отсю­да ушел в армию. Сюда же, в Саверовку, в сорок четвертом пришла весть о том, что Василий Кордюченко геройски погиб и ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В армии Кордюченко был сапером отдельного саперного батальона 167 стрелковой дивизии 38 армии Первого Украинского фронта.

Осенью сорок третьего наши войска подошли к Днепру. Начали тща­тельно готовиться к форсированию реки. Отделение Василия Кордюченко получило задание оборудовать пере­праву в районе Киева. Здесь шли особенно ожесточенные бои. Работали, в ос­новном, ночами. И все-таки гитлеровцы обнаружили саперов-мостовиков. Понтоны взлетели в воздух.

– Лодки на воду! Роты на плацдарм доставлять на веслах... Коман­дир первой лодки – ефрейтор Кордюченко. Берегитесь, ребятки!  – ус­лышали бойцы голос комбата.

Больше двадцати рейсов через Днепр сделал Кордюченко за двое суток. На плацдарм почти без потерь было высажено более 600 бойцов, доставлено вооружение. Переправив последнее отделение, Василий вместе с десант­никами вступил в схватку с немецкими штурмовиками.

Во время боев на днепровских плацдармах ефрейтор Кордюченко был ранен, потерял сознание, в огне боев отстал от товарищей. И в штабе на него оформили документы как на без вести пропавшего. Скорбное сообщение ушло на родину героя.

А Василий остался жив, хотя ранение было очень тяжелым. Несколь­ко месяцев провел в госпиталях. Домой солдат вернулся инвалидом. Не признали земляки в худом посе­девшем человеке вчерашнего колхозного весельчака и умельца. Но солдат Кордюченко не привык отступать. Его путь – в Хабарное. Тут он работал пред­седателем сельского Совета. Василий Харитонович начал переустройство поселка. Добивался дополнительных материалов на строительство жилых домов, планировал про­ложить водовод, забетонировать дорогу в сторону Новотроицка. Работал на износ. Не выдержало такой нагрузки сердце солдата. В 1947-ом, по­луголодном году В.Кордюченко не стало. Похоронили его на сельском кладбище.