Династии сегодня встречаются все реже: не все дети идут по стопам родителей, особенно если родители – рабочие и времена наступают трудные. Когда такое случается, это всегда вселяет надежду на лучшее.
Есть свои династии и в трамвайном управлении. Их не много, всего две, но, как говорится, лиха беда начало.
Общий трудовой стаж Натальи Владимировны Лазаревой и ее дочери Оксаны 34 года. Наталья Владимировна попала в трамвайное управление почти случайно, по совету знакомой, да так и осталась на четверть века. А ведь был день когда хотелось все бросить и уйти: во время буксировки вагона въехала в ворота. Плакала от обиды и стыда. Но рядом оказалась Нина Михайловна Авдеева, человек с большим опытом, которая убедила ее: такое может случиться с каждым.
Лишь через несколько лет Наталья Владимировна почувствовала себя уверенно. И хотя изучила все маршруты, знает буквально каждый стык рельсов, все проблемные участки, на моторную память надеяться не приходится -- везде, как она сама выражается, нужны глаза и быстрая реакция. Пассажира надо уважать, его везти с комфортом – без рывков и тряски. А это признак классности водителя. Лазарева – водитель классный. Из всех городских маршрутов самым сложным считает «троечку»:
-- Много едет бабушек, мамочек с колясками – все они требуют особенно много внимания, к тому же рядом проходят автодороги.
Работа водителя сложная, связанная с большим психологическим напряжением, сменным графиком. Но это не помешало Наталье Владимировне вырастить дочь, а потом увлечь ее своим делом. Сначала Оксана работала кондуктором. Находясь в декретном отпуске, окончила курсы водителей трамвая и вот уже два года выходит вместе с матерью на городские маршруты. Кстати, ее наставником была Марина Авдеева – дочь Нины Михайловны Авдеевой.
Обе женщины понимают, что их родное предприятие переживает трудное время, но уходить не собираются: «Нет, теперь никуда. Доработаем до пенсии». Как знать, может, придет сюда и третье поколение Лазаревых.
А вот профессию Надежды Николаевны Кончаковой женской не назовешь: она газоэлектросварщик, приходится в любую погоду варить рельсы по всему городу планово и в чрезвычайных ситуациях. «Почему не женская профессия, очень даже женская», -- уверена она, иначе не отдала бы ей 22 года, двенадцать из которых в трамвайном управлении.
Пришла сюда, надеясь выучиться на водителя трамвая, но не сложилось, а желания куда-то идти уже не возникло, осталась в службе пути, где из двенадцати работающих оказалась единственной женщиной. Но мужчины относятся к ней как к ровне, без снисхождения. Да Надежда Николаевна сама повода не дает: у нее высший, пятый разряд, что говорит о высоком профессионализме. «У нас нет мужчин и женщин – здесь только специалисты. Женщина я только дома. А вообще не представляю себя в другом месте», -- говорит Надежда Николаевна.
В отличие от Натальи Владимировны Лазаревой Надежда Николаевна не агитировала сына в трамвайное управление. Алексей пришел сюда сам, будучи студентом политехнического колледжа, на каникулах поработать. Потом армия – и снова служба пути, где он трудится уже два года. «Все было привычно. Коллектив знакомый, отношения между людьми нормальные. Работа наша физически тяжелая, ведь приходится кантовать рельсы, много ручного труда. Но взаимовыручка всегда помогала и помогает во время ремонтов пути, а они ведутся практически постоянно», -- объясняет Алексей, почему выбрал именно этот коллектив.
Производственные дела не заканчиваются «за воротами проходной». Дома мать и сын продолжают обсуждать прошедший день. Самое большое их желание – «пути поменять на новые, были бы на это средства». Вот такое старомодное для нынешнего времени единство мыслей.