Гвардеец труда. Новотроицк

Кто откроет запертую дверь?

  • 01-04-2020 05:15

Этот материал – плод размышлений, наблюдений, глубокого анализа происходящего вокруг нас. Его прислал в редакцию «Гвардейца труда» архиепископ Орский и Гайский Ириней. На первый взгляд, материал, скорее всего, предназначен для специализированного православного издания, имеющего свою читательскую аудиторию, но никак не для общественно-политической газеты, какой является «Гвардеец труда». Но это только на первый взгляд. Вчитайтесь! И поймете, что владыка Ириней поднимает в своих рассуждениях актуальнейшие для нашего общества и  времени вопросы о добре и зле, милосердии и сострадании, о том, почему мы порой черствы к ближнему, нуждающемуся в помощи и поддержке. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей размышления архиепископа Иринея о Вечном и Преходящем.  

Кто откроет запертую дверь?

В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант написал знаменитую картину «Светоч мира». Мотивом для ее создания стали слова Священного Писания: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».

На картине изображен Иисус Христос в образе странника. Он глубокой ночью стучится в дверь, веря, что Ему откроют и помогут. Ведь и во время Своей земной жизни Спаситель многих просил о помощи, ибо Ему негде было даже «приклонить голову». На главе у Христа венец из терния, который надели, чтобы насмехаться над Ним перед Распятием. На ногах – сандалии, а в руке Он держит светильник.

Глубокая ночь – символ «тьмы века сего». Двери, в которые стучится Спаситель, давно не открывались: об этом свидетельствует густой бурьян, растущий у порога.

Работа Уильяма Ханта была неоднозначно воспринята современниками. Люди были далеко не в восторге, видя эту картину, что неудивительно. Ведь большинство из них склонны грешить и не желают, чтобы их обличали. А эта картина призывает к духовному пробуждению, к творению добрых дел. Автор через свою работу призывает каждого очистить свое сердце, обратить внимание на окружающих людей и творить милостыню. Ведь, помогая кому-либо, делясь, отдавая свои блага и силы ближним, мы отдаем их Богу.

Мир меняется, и человек готов изменить едва ли не всё из того, что напоминает ему о грехе, страданиях и Боге. Через призму своих поступков люди желают видеть и толковать то или иное явление так, как выгодно им самим. Такие стремления коснулись и картины «Светоч мира». В новых интерпретациях авторы не изображают ночь, терновый венец, светильник, бурьян у входа… Теперь картина не заставляет задуматься, а скорее радует глаз. За спиной Спасителя виден прекрасный фон – зеленеющий пейзаж и покрытое легкими облачками небо. Светильник теперь не нужен, и в руке у Господа появляется посох Доброго Пастыря. С головы Христа убран терновый венец – Он ныне не гоним, а приходит радоваться со Своими последователями. Дом чист и ухожен, уже нет зарослей бурьяна у дверей – ведь сюда часто заходит Сам Бог. Двери часто открываются, и это радует Христа, ибо Его ждут и Ему спешат открыть. Однако такой вариант – искажение замысла автора о картине, о ее изначальной теме. 

Почему Христос стучится в дверь и почему Ему не открывают? Какие могут быть причины этому? А причин не спешить навстречу Спасителю, к сожалению, у людей великое множество. Может, мы не слышим стука или же слышим, но намеренно не открываем. Если не слышим – то по причине нашего состояния: например, выпили или употребили наркотики – и нас не разбудить. Или музыка в доме так гремит, что покрывает все другие звуки, тем более, тихий стук... А возможно и то, что мы умерли в доме – потому не можем подойти открыть дверь и впустить Христа. Ведь смерть может быть не только телесной, но и духовной.

Если всмотреться в оригинал картины внимательно, то увидим, что на дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Неужели ошибка? Об этом спросил близкий художнику человек. И Хант ответил: «Здесь нет никакой ошибки. Просто это особая дверь, она не имеет ручки снаружи, только внутри!». Особенность заметили и люди, пришедшие на просмотр картины после ее написания. Но нет, отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход автора. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта. Христос просит о помощи и верит, что Ему откроют дверь, но не делает этого Сам, без воли человека.

Но, увы, не так часто Его приглашают войти в дом. У многих людей погас огонь веры. Они не готовы нарушить свой покой ради Христа, Который пришел в лице нищего или слабого и просит о помощи. У каждого человека свои интересы и заботы. Людям нет дела до Иисуса. Духовная жажда и стремление к высокому давно угасли или еле тлеют в их душах.

Но, несмотря на это, Бог стучится в дверь нашего сердца и ждет, когда мы покаемся и отворим Ему. Он стучится, побуждая открывать двери своего сердца... Об этом свидетельствует Священное Писание, о том же стремится сказать и автор картины. Может быть, Господь и сегодня стучит в двери твоего сердца. Вспомни, что сказано: «...Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших...».

«Се, стою у двери и стучу» – выражение истинной любви Божией к людям. Господь не лишает человека свободы. Бог кротко взывает к нам через слова Священного Писания, через видимые храмы, через совесть и сердце наше. Господь призывает повсюду. Стуча, Он ожидает, что каждый сам добровольно отворит дверь сердечной клети. Кто услышит Его и поспешит открыть, тот примет Спасителя, и Он «обитель у него сотворит». Кто знает, может, и нам стоит прислушаться? Может, и к нам кто-то пришел, прямо сейчас, в эту минуту, и стучится в двери... Не порос ли диким бурьяном вход в наше сердце?!

ИРИНЕЙ, 
архиепископ Орский и Гайский.