Гвардеец труда. Новотроицк

Юрий Дубовченко: «Город – это люди. А люди у нас хорошие»

Юрий Дубовченко: «Город – это люди. А люди у нас хорошие»

Директор по внешним связям Новотроицкого цементного завода, председатель Общественной палаты Новотроицка Юрий Николаевич Дубовченко – коренной новотройчанин. Любит свой город, с удовольствием рассказывает о нем и даже сам внес  вклад в сохранение его истории: в городском архиве создан фонд личного происхождения, в который вошли документы, собранные и переданные Юрием Николаевичем.  

Если пройти с ним по городу, он непременно уточнит, что находилось раньше в том или ином здании – такие рассказы и есть живая история. Рассказ о себе тоже начинает с точной привязки к местности: в 1951 году в молодом  Новотроицке он появился на свет в роддоме, расположенном тогда в нынешнем гинекологическом корпусе больничного городка на Советской. И если говорить о знаковых для нашего героя местах родного города, то это, несомненно, одно из них. Точка отсчета.  

– Я был единственным ребенком в семье. Когда родился, мама оставила работу в детском саду и полностью посвятила себя моему воспитанию. Поэтому до школы и первые два года учебы я был домашним ребенком, – вспоминает Юрий Николаевич.

Весь город его раннего детства сосредоточился в границах Северного района Новотроицка, где жила семья Дубовченко. Центром притяжения был летний кинотеатр с высоким деревянным забором, под которым местная ребятня делала подкопы, чтобы проникнуть на сеанс. Впрочем, если забраться на горку неподалеку, все было тоже прекрасно видно... Сейчас этого кинотеатра уже нет, и мало кто о нем помнит.  

«Большой» Новотроицк с многоэтажными домами, красивыми зданиями и звенящими трамваями открылся взору юного Юры Дубовченко, когда родители решили устроить его в музыкальную студию при Дворце культуры металлургов. Отец купил аккордеон, правда играть на нем сыну не довелось –  в студии был только баян. Привозить инструмент на каждое занятие ученику  в ту пору было не по силам: сам едва выглядывал из-за аккордеона, а ездить надо было самостоятельно на автобусе. Но школу по классу баяна все же окончил. 

Юрий Николаевич и сейчас иногда берет инструмент в руки. А когда учился в школе и техникуме, даже выступал в агитбригаде.  Активным он был всегда, при этом  успевал хорошо учиться – и в своей первой школе-восьмилетке, тогда это была школа №9, и в старших классах, которые прошли  в 16-й школе. 

– Аттестат был приличный, и я со своим другом Виктором Логином – впоследствии он стал известным на ОХМК металлургом, заместителем главного механика комбината, поехал поступать в Оренбургский политехнический институт. Но математику мы неожиданно провалили, и вслед за Виктором я уже собрался в армию, и тут отец сказал свое веское слово: сначала техникум.  Так я поступил в металлургический техникум – нынешний НПК, там как раз открылось очное отделение. Окончил его с отличием, получил профессию «техник-металлург», и никогда об этом не пожалел. Наоборот, благодарен отцу за то, что он таким образом определил мой дальнейший путь, – рассказывает Юрий Николаевич.

Производственную практику будущие металлурги проходили  в мартеновском цехе. На последнем курсе она длилась полгода,  и  уже тогда Дубовченко понял, что металлургия – это его дело, то, что ему нравится. После техникума трудился подручным разливщика стали, ушел в армию и сюда же, в мартеновский цех, вернулся. 

Армия закаляет характер

Уже в техникуме у Юрия Дубовченко проявились  лидерские качества. В армии они только  укрепились, недаром наш земляк дослужился до старшины – высшего звания, которое может получить солдат-срочник. Служил в Харькове, в учебном подразделении секретной части ПВО сухопутных войск. В подчинении было 200 курсантов, Дубовченко отвечал за их  построение, строевую подготовку и в целом за порядок. Для этого надо было обладать и организаторскими способностями, и определенными знания, и, конечно, иметь  авторитет у сослуживцев. 

– Два года не были потеряны даром. После армии  человек уже по-другому смотрит на мир. Появляется база, которая помогает ему принимать решения и чувствовать себя увереннее, – считает Юрий Николаевич. – Кроме того, в армии особое чувство сплоченности. Вместе со мной служили два новотройчанина, один их них Анатолий Седых, с которым мы потом дружили всю жизнь. К сожалению, теперь его  уже нет.

После армии у Дубовченко были варианты, как устроить свою жизнь по-новому. Но он предпочел вернуться в родной город, на комбинат.  

Три десятка лет – на комбинате

– Мне довелось работать на девятой мартеновской печи и быть подручным у знаменитого сталевара Николая Олесова, который очень много мне дал в профессиональном плане. В течение года я уже сам стал сталеваром, и мне предложили место обер-мастера, – делится воспоминаниями Ю.Дубовченко. –  Желающих на эту должность было мало, потому что работа очень тяжелая физически – надо лично участвовать в ремонтах: все это делается вручную,  жара. Плюс  большая ответственность – в подчинении порядка сорока человек. Если в цехе на какой-то печи происходит авария, все старшие мастера собираются и не уходят домой, пока ее не устранят, а это может быть и сутки, и двое.  Но я подумал и согласился — хотелось двигаться вперед, узнавать новое, а здесь как раз был элемент роста. Кроме того, мартен – это сложное производство, было желание привнести что-то свое в организацию работы, что-то улучшить.  

Почти шесть лет  Дубовченко отработал в должности обер-мастера. Было все – вызовы посреди ночи, сутки напролет на комбинате. Семьи практически не видел. И тем не менее, когда предложили стать освобожденным секретарем партийной организации мартеновского цеха – одной из самых больших на комбинате, согласие дал не сразу. Уговорили на год. Компартия тогда была мощной движущей силой, и у молодого секретаря все получилось: организация пошла в рост, улучшились цеховые показатели. Его избрали еще на один срок, а потом направили на учебу в Высшую партийную школу в Свердловске. В то время такое образование открывало широкие перспективы. Но на период сессий опять  пришлось надолго отлучаться от семьи, где на тот момент было уже двое детей. И Юрий Николаевич с искренней признательностью говорит слова благодарности своей супруге, Татьяне Александровне – своей первой и единственной любви со школьной скамьи. Все важные решения они принимали вместе, всегда были и остаются друг для друга надежным тылом. 

Еще учась в ВПШ, Юрий Дубовченко стал заместителем секретаря парткома металлургического комбината – крупнейшей партийной организации на востоке Оренбуржья, объединявшей более 3 тысяч человек. Работа нравилась. Но в начале 90-х годов политическая ситуация в стране стала меняться, и в это время новый директор ОХМК Павел Иванович Гуркалов пригласил Дубовченко вернуться на мартен, чтобы возглавить цех. А спустя четыре года предложил стать главным кадровиком  предприятия – начальником управления персоналом.

Огромный опыт  и организаторские способности Юрия Николаевича Гуркалов высоко ценил, и когда на комбинате решили собрать в единый комплекс разрозненные здания заводоуправления, заместителем главного инженера по его строительству назначил именно Дубовченко.  Теперь уже сложно представить новотроицкий металлургический комбинат без его  возвышающейся на центральной проходной двенадцатиэтажки. Хотя это самое молодое здание предприятия. Появилось оно чуть более 20 лет назад.  Не являясь строителем,  Юрий Николаевич курировал и другие важные объекты, причем, не только на комбинате, но и в городе. Прежде всего, строительство мечети и Петропавловского собора.

– Это было прямое поручение Павла Ивановича, и в нем нет никакого противоречия с моим коммунистическим прошлым, – улыбается Дубовченко. – Во-первых, еще в раннем детстве стараниями бабушки я был крещен. А во-вторых,  считаю, все, что направлено на благо людей, надо обязательно делать. Рад, что мне выпала такая возможность. Совершённое добро каждому возвращается сторицей.     

Новые горизонты

В 2002 году жизнь Юрия Дубовченко круто изменилась. После смены нескольких собственников он ушел с комбината, где проработал более 30 лет, и пришел в администрацию города, став заместителем главы по промышленности, транспорту и связи – руководителем аппарата.  Работы было много, и она была интересной. Огромный объем пришлось сделать по обустройству границы между Россией и Казахстаном, чтобы государственные рубежи не проходили, к примеру, прямо по улицам Пригорного или территории аэропорта, как тогда это было. Каждое решение достигалось путем долгих и непростых переговоров. 

После работы в администрации  Юрий Дубовченко вернулся на предприятие, но – другое. Вот уже восемь лет он трудится на Новотроицком цементном заводе  директором по социальным вопросам и внешним связям. Завод за это время пережил разные времена. Были и трудности, они благополучно преодолены, предприятие снова на подъеме, созданы новые рабочие места, осваиваются новые виды продукции.

Параллельно с основной работой, Юрий Николаевич  возглавляет Общественную палату города, члены которой стремятся донести до власти мнение новотройчан, выделить те моменты, на которые следует обратить всеобщее внимание. Одна из задач палаты – способствовать формированию у людей активной гражданской позиции. 

– Мне не все равно, что происходит в городе. Я здесь родился, здесь живут мои дети, растут внуки. Новотроицк – мой дом, – говорит Юрий Дубовченко. –  В свое время были выгодные предложения переехать. Но для моей семьи это оказалось невозможным. Мы просто любим Новотроицк. Здесь столько знакомых, друзей... Ведь город – это люди. А люди у нас хорошие.

Анна СИМОНОВА.