Листая страницы семейного альбома…
- Общество
- 12-05-2020 08:06
О событиях Великой Отечественной большинство из нас знает, главным образом, из книг и фильмов, а не от родственников, чьи судьбы были опалены военным лихолетьем. Ведь ветераны зачастую не любили рассказывать о пережитом в кругу семьи: слишком тяжелыми были воспоминания.
Но есть люди, которым посчастливилось узнать побольше о родственниках-ветеранах. И сегодня, перелистывая страницы семейных альбомов, они могут более подробно поведать своим детям и внукам о предках, внесших вклад в Великую Победу. Своими воспоминаниями с нашими читателями делится Юрий Комароцкий – руководитель городского поискового отряда «Уралец».
Страшный трофей
Дедушка Юрия Комароцкого – Николай Борисович – родился в 1909 году на хуторе Диченский Ростовской области. В 41-м он был уже взрослым мужчиной. Отправлялся на фронт защитить не только Родину, но и свою семью: жену и троих маленьких детей. Ведь жестокий враг, превращавший города и села в дымящиеся руины, подошел совсем близко …
Рядовой пехоты, он сначала воевал на Юго-Западном фронте. Был одним из тех, кто первым вставал на пути военной машины вермахта. Раненным попал в плен. Дважды бежал, и оба раза его ловили и возвращали обратно в лагерь. Повезло, что не расстреляли. Третий побег удался: оборванный и измученный, он смог прорваться к своим. После прохождения традиционной в таких случаях процедуры фильтрации, Николая Борисовича вернули в ряды Красной Армии. Теперь он воевал на Первом Украинском фронте. В составе своего батальона освобождал Европу, участвовал во взятии Берлина, где и встретил победный май 45-го. Но в родной хутор вернулся не сразу: его вместе с другими солдатами отправили в Сталинград, где он работал прорабом на восстановлении разрушенного города.
– Дедушка был неоднократно ранен пулями и осколками снарядов, – рассказывает Юрий Иванович. – Один осколок военные хирурги так и не смогли извлечь из его груди. Этот страшный трофей и стал причиной его раннего ухода из жизни. Случилось это в 1947 году. Бабушка, Дарья Гавриловна, свято хранила память о муже, а вот с многочисленными медалями и орденами пришлось расстаться. В голодные послевоенные годы, чтобы прокормить детей, она выменивала боевые награды супруга на продукты.
Все для фронта!
Второй дедушка Юрия Комароцкого – Алексей Андреевич – был уроженцем Чкаловской области, родился и вырос в селе Верхняя Кардаиловка Кваркенского района. По воспоминаниям родни, парень хотел защищать родину с оружием в руках. Но в армию его не взяли из-за заболевания. Тем не менее, он внес большой вклад в Победу на трудовом фронте. Работал механиком, занимался ремонтом сельскохозяйственной техники. Трудился круглосуточно, повинуясь призыву «Все для фронта! Все для победы!». Иной раз дома его не видели неделями. Родственники переживали, что он окончательно подорвет свое здоровье. Но Алексей Андреевич никогда не жаловался на своё состояние.
И даже после войны, вспоминая о пережитом, он не любил говорить о том, как было сложно лично ему. Он всегда сочувствовал женщинам и подросткам, трудившимся в поле, обеспечивая страну хлебом.
Холодный взгляд чёрного дула
Если однажды Юрий Иванович решит записать для детей и внуков историю своей семьи, то важное место в этой летописи займет рассказ о его отце – Иване Николаевиче. Он был пятилетним мальчиком, когда в хутор Диченский вошли фашисты. И в первый же день маленький Иван едва не был убит.
Дело было так. Несколько суток подряд воздух сотрясали взрывы, бои шли совсем рядом с хутором. И вот однажды утром все стихло. Ваня вместе с сестрой выскочили во двор поиграть в прятки. В пылу забавы он забежал в дом и захотел напугать сестренку: притаился за большим столом и стал ждать, когда откроется дверь. И вот услышал, как она отворилась, как кто-то осторожно шагнул внутрь, с радостным криком выскочил из-за стола… и увидел наставленное на него дуло винтовки. Вжавшись спиной в стену, на него смотрел солдат в фашисткой форме.
– Это был румынский солдат. Он не смог выстрелить в ребенка, – объясняет Юрий Комароцкий. – Румыны расквартировались в хуторе, жители которого вынуждены были перебраться в погреба, но в целом вели себя гораздо человечнее, чем немецы. Карательных операций здесь не было. Зато свирепствовал страшный голод среди местного населения. К слову, не досыта ели и сами румыны. Папа с улыбкой вспоминал, что мальчишки ведрами носили им лягушек, выменивая на галеты.
Отцу Юрия Комароцкого запомнилось и освобождение хутора. В течение нескольких дней вокруг шли тяжелые бои. Люди прятались в глубоких погребах (в каждом – по несколько семей), хотя и понимали, что эти убежища не уберегут от попадания снаряда.
Зная, что бабушка воспитывала маленького Ваню в православных традициях, женщины просили его почитать молитвы.
– Я очень четко представляю эту картину, – говорит Юрий Иванович. – В сырой холодной темноте сгрудилось с десяток женщин и ребятишек. Они вздрагивают при каждом взрыве, плачут. А мой отец, сам перепуганный, вслух читает молитву…
А по ночам к погребам пробирались красноармейцы, приносили хуторянам кашу с мясом, подбадривали: «Держитесь! Скоро выбьем фашистов!».
– Мой отец всегда с интересом расспрашивал о результатах каждой экспедиции «Уральца», – делится Юрий Иванович. – И порой говорил мне: «Дед одобрил бы то, чем ты занимаешься». В устах человека, не склонного к сантиментам, такое одобрение звучало высшей похвалой. Более того, эти слова выразили главный мотив моей работы – отдать долг памяти дедушке, а в его лице – каждому советскому солдату.
На главном фото: Комароцкий Иван Николаевич с супругой Анной Алексеевной.
Марина КИРСАНКИНА.
Последние новости
-
20-12-2024
Команда «Ястребы» - победитель открытого международного турнира по следж-хоккею на Кубок Губернатора Оренбургской области
-
20-12-2024
Суд подтвердил законность решения Оренбургского УФАС России
-
19-12-2024
Педагоги Новотроицка приняли участие во Всероссийском форуме «Педагогическая гавань»
-
19-12-2024
Школьный музей из Оренбургской области стал партнером Музея Победы в Москве
-
19-12-2024
Количество заболевших ОРИ в Оренбуржье за неделю снизилось