Гвардеец труда. Новотроицк

Сергей Грачев: «Изменения в Конституцию РФ наполнят Основной закон страны новым содержанием»

Накануне Общероссийского голосования по изменениям в Конституцию Российской Федерации председатель Законодательного Собрания Сергей Грачев в беседе с нашим корреспондентом поделился своими мыслями о необходимости и целесообразности внесения поправок в Основной закон государства, последствиях для государства и общества при их одобрении гражданами.

Гарантии государства перед своими гражданами должны исполняться неукоснительно.

Прежде всего отмечу, что Конституция любого государства – это не «железобетонная» конструкция, которая не подлежит каким-либо изменениям. Да, это главный, Основной закон страны, но и в него можно вносить поправки, в зависимости от того, на какие исторические, социально-экономические, идеологические модели ориентируется государство. Для России такой подход, такой сценарий особенно актуален, учитывая особенности развития страны, смены ее социально-экономической формации, общего вектора движения. Напомню, что в нашей стране принимались Конституции 1924, 1936, 1977 годов. И каждая из них соответствовала своему историческому этапу развития государства и общества. 

Российская Федерация стала правопреемником Советского Союза, и принятая в 1993 году Конституция закрепила те изменения, которые произошли в государстве, в общественных отношениях, государственном устройстве, отношениях между обществом и государством. Она закрепила понятие правового, социального государства. Можно назвать ее Конституцией молодого государства, находящегося в начале пути своего развития. Но как и у каждого человека, у Конституции тоже есть свои жизненные циклы. Как любой человек, по мере взросления, меняет свое поведение, действия и поступки, так и ряд положений Конституции требует корректировки. И соответствующие корректировки в Конституцию РФ 1993 года неоднократно вносились. Так, в период с 1996 по 2008 годы в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием. В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет, а депутатов Госдумы и региональных парламентов стали выбирать на 5 лет. Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы. В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя.

У Конституции, как и у человека, есть свои жизненные циклы.

Таким образом, изменения вносились и ранее. То есть, в этом нет ничего экстраординарного. Но поправки, внесенные Президентом РФ, предложенные регионами, общественными организациями, политическими партиями носят более масштабный характер. Учитывают сложившуюся реальность, новые вызовы для страны, а также ее новые возможности, закрепляют защиту интересов различных социальных групп, суверенитета и исторической памяти России.

Необходимо понимать, что сегодня Российская Федерация, как государство, находится уже не в начале своего пути, а на зрелом этапе развития и нам необходимо иметь Конституцию государства, отвечающую современным реалиям. Цель поправок – усиление эффективности государства, публичности власти и устойчивости развития общества. Прописанное в действующей Конституции понятие Российской Федерации как социального государства будет наполнено, благодаря поправкам, совершенно конкретным содержанием.

Принципиально, что поправки не затрагивают фундаментальных основ Конституции, не затрагивают права и свободы граждан. Напротив, изменения в Основной закон направлены на усиление ответственности государства перед своими гражданами, обществом в плане исполнения социальных обязательств. У кого могут быть возражения против закрепления в Конституции норм о том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума, что должна быть обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат? Что государство должно обеспечить доступность и качество медицинской помощи? Что в органах государственной власти должны работать люди только с российским гражданством? Ну, если только у тех, кто не планирует связывать свою судьбу и жизнь с Россией. Ведь закрепленные в Конституции данные положения позволят гражданам страны не зависеть от смены Правительств, от каких-либо существенных колебаний в экономике. Потому что гарантии государства перед своими гражданами, прописанные в Основном законе, должны будут исполняться неукоснительно. Их нельзя будет отменить или уменьшить, так как они будут под защитой Конституции.


Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.