Гвардеец труда. Новотроицк

Листая страницы семейного альбома… (О.Лоскутов)

  • 17-06-2020 11:43

О событиях Великой Отечественной большинство из нас знает, главным образом, из книг и фильмов, а не от родственников, чьи судьбы были опалены военным лихолетьем. Ведь ветераны зачастую не любили рассказывать о пережитом в кругу семьи: слишком тяжелыми были воспоминания.

Листая страницы семейного альбома… (О.Лоскутов) Листая страницы семейного альбома… (О.Лоскутов)

Но есть люди, которым посчастливилось узнать побольше о родственниках-ветеранах. И сегодня, перелистывая страницы семейных альбомов, они могут более подробно поведать своим детям о предках, внесших вклад в Великую Победу. Сегодня своими воспоминаниями с нашими читателями делится Олег Лоскутов – председатель областного Совета Всероссийской общественной организации «Боевое братство», ветеран войны в Афганистане.

Их знали только в лицо

Дедушка Олега Геннадьевича по материнской линии – Павел Андреевич Хорошманов – был одним из тех героев войны, которых, выражаясь языком культового советского фильма, знали только в лицо.

Павел Андреевич до войны успел окончить летное училище, работал инструктором по подготовке парашютистов в военном гарнизоне, располагавшемся в поселке Майка, в пригороде Орска.

– О материнском отце я знаю крайне мало, несмотря на то, что долгое время искал информацию,  – с сожалением отмечает О.Лоскутов. – Собственно, это понятно: ведь он служил в специальной диверсионной группе. Поэтому операции, в которых он участвовал, наградные документы, – все это еще долго будет оставаться под грифом «секретно».

На фронт Павел Хорошманов был призван в 1942 году. Служил начальником парашютно-десантной службы пятой гвардейской воздушно-десантной бригады. В семейном архиве Лоскутовых не сохранилось ни писем от деда, ни его фронтовых фотографий. Олег Геннадьевич предполагает, что весточек от Павла Андреевича, возможно, и вовсе не было. Причина – все та же необходимость соблюдения секретности.

Но сохранилась копия другого письма, одного из тех, которые так боялись получать солдатские родители и жены…

Летом 1943 года на имя жены Павла Андреевича – Любови Михайловны – пришло официальное уведомление, в котором говорилось: «Извещаю вас с прискорбием о том, что ваш муж, младший лейтенант Хорошманов Павел Андреевич 1914 года рождения, в период Отечественной войны погиб на фронте 29 июля 1943 года. Место захоронения – Владимирская область, город Киржач».

– К счастью, удалось выяснить обстоятельства его гибели, – рассказывает Олег Геннадьевич. – В составе диверсионной группы моего деда отправили со специальным заданием во вражеский тыл. Однако до пункта назначения десантники не добрались: в прифронтовой зоне Владимирской области советский самолет был сбит, а все разведчики – убиты.

Как позже родственники узнали из письма дедушкиного однополчанина, дело происходило ночью. Когда советский самолет загорелся и вошел в штопор, немцы выхватили лучами прожекторов в черном небе силуэты наших солдат и прицельно расстреляли их, совершенно беззащитных. 

Кстати, жители городка Киржач, который располагался недалеко от места трагедии, наутро собрали тела и похоронили защитников Родины в братской могиле. А уже после войны установили добротный обелиск. 

– Я надеюсь однажды съездить туда, свозить мать, Валентину Павловну, – говорит О.Лоскутов.

Боец «чапаевской закалки»

Дед Олега Геннадьевича по линии отца – Василий Михайлович Лоскутов – родился в 1905 году поселке Подгорный Чкаловской области. Выходец из бедной семьи, он с малолетства трудился в батраках, ел не досыта, то и дело переносил побои. Он искренне принял власть большевиков, сражался за нее во время гражданской войны. И эту верность сохранил до конца своей жизни.

– Василий Михайлович служил в Чапаевской дивизии и лично видел знаменитого красного комдива, – продолжает Олег Геннадьевич. – О том периоде Василий Михайлович, будучи уже пожилым, написал воспоминания, в которых рассказал, как красные воевали с белогвардейцами, как его, попавшего в плен, чуть было до смерти не забили плетками. Писал и о том, каким был в обычной жизни Чапаев. Эти записи – одновременно и мемуары, и обращение к потомкам.

К началу Великой Отечественной Василий Михайлович был уже взрослым женатым человеком. Вскоре после того, как он ушел на фронт добровольцем в 41-м году, его супруга умерла, а пятеро детей были распределены по детдомам.

К слову, вернувшись домой после Отечественной и Японской войн, дед собрал всех детей и воспитывал их вместе со второй женой Евдокией, которая с равной лаской и заботой воспитывала и ребят от первого мужниного брака, и своих собственных.

– Я хорошо помню их гостеприимную уютную квартиру в Орске, – вспоминает Олег Лоскутов. – Она никогда не пустовала: то и дело приходили дети, внуки, среди которых был и я. Младшие любили оставаться с ночевкой. И вот по вечерам, дедушка, усадив одного из нас на колено, принимался рассказывать свои фронтовые истории: про гражданскую 

войну, Великую Отечественную и Японскую. Он никогда не говорил о пережитых ужасах, о горестях потери товарищей. Это были веселые солдатские байки и рассказы. В частности, шутил, что наши солдаты очень нравились девчатам. И даже, заведя речь о боевых действиях, в голосе не допускал трагизма. Лишь спустя годы, изучая его наградные документы, я смог узнать, как часто он заглядывал в глаза смерти.

И в подтверждение своих слов Олег Геннадьевич зачитывает один из документов, найденных им в архивах:

– Гвардии лейтенант Лоскутов в наступательном бою в Восточной Пруссии проявил воинское мастерство и умение. 10 февраля 1945 года в районе села Крюкен противник огнем снайперов и пулеметов с опушки леса оказывал сильное сопротивление наступающим частям. Командуя двумя взводами, товарищ Лоскутов смело выдвинулся вперед, разведал огневые точки противника и, умело командуя огнем зенитных пулеметов, уничтожил снайперов, засевших на деревьях, и пулеметные точки. Огнем своих взводов обеспечил продвижение пехоты вглубь леса и овладение высотой. Во время боя осколком снаряда повредило один пулемет. Под сильным обстрелом противников товарищ Лоскутов пробрался к пулемету, быстро устранил повреждение и открыл огонь. Лично уничтожил три пулеметные точки и 15 фашистских солдат.

– Не менее мужественно Василий Михайлович проявил себя и в боях у села Мараухен, – рассказывает далее О.Лоскутов, – когда его взвод уничтожил более 50 вражеских солдат, и во время боя в районе Еладау, где советские войны не дали возможности противнику прорваться к шоссейной дороге и выйти в тыл наступающим частям.

Для Олега Лоскутова, который сам является боевым офицером, эти краткие данные – очень красноречивы. Он прекрасно понимает: выполнить такие задачи можно было лишь с риском для жизни, не кланяясь пулям.

Зов крови

– Так сложилось, что я во многом пошел по стопам моих дедов, – отмечает Олег Лоскутов. – Во время службы в Афганистане был заместителем командира взвода, как Павел Андреевич. А сейчас занимаюсь общественной работой, как Василий Михайлович.

– Делу он отдавался без остатка, – подчеркивает Олег Геннадьевич. – Его рабочий график был плотным: встречи, мероприятия. При этом он часто брал меня с собой. Мне это очень нравилось. Бывало, приведет он меня на какую-нибудь встречу, усадит в сторонке за стол. Я слушаю, наблюдаю за происходящим, несмотря на то, что в то время ещё мало что понимал. С восторгом глядел я на деда, чей пиджак был увешан боевыми наградами, на других ветеранов-орденоносцев. Как это было важно для людей, прошедших Великую Отечественную, – знать, что их не забывают, что есть место, где к их проблемам отнесутся серьезно и постараются помочь. 

– Возможно, это прозвучит высокопарно, но я всегда стремился быть похожим на моих дедов – и в жизни, и в работе, – подводит итог Олег Геннадьевич. – И, встречаясь с молодежью, стремлюсь донести до ребят: для каждого из них лучшими примерами для подражания должны стать родственники, прошедшие военное лихолетье.

Марина КИРСАНКИНА.
Фото из архива семьи Лоскутовых.

Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.