Гвардеец труда. Новотроицк

Листая страницы семейного альбома… (Н.Дубовченко)

  • 25-06-2020 05:38

О событиях Великой Отечественной большинство из нас знает, главным образом, из книг и фильмов, а не от родственников, чьи судьбы были опалены военным лихолетьем. Ветераны неохотно рассказывали о пережитом в кругу семьи: слишком тяжелыми были воспоминания.

Листая страницы семейного альбома… (Н.Дубовченко) Листая страницы семейного альбома… (Н.Дубовченко)

Но во многих семьях знают о родственниках-ветеранах, их жизни, боевом пути. Перелистывая страницы семейных альбомов, мы рассказываем своим детям о предках, внесших вклад в Великую Победу. Сегодня своими воспоминаниями делится Юрий Дубовченко – директор по внешним связям АО «Новотроицкий цементный завод».

Голос истории

– В моей родне – несколько солдат Великой Отечественной, – говорит Юрий Николаевич. – Это мой дед, Тихон Яковлевич, который воевал на Калининском фронте и в 1942 году пропал без вести, мой отец – Николай Тихонович, которому посчастливилось встретить победный май 1945-го А также – тесть Александр Михайлович Вислогузов, который воевал на фронтах Великой Отечественной и японской войны.

Отец Юрия Дубовченко прожил долгую жизнь, полную и военных лишений, и успехов в профессиональной деятельности, и семейного счастья. Более 25 лет он посвятил печатному делу, долгое время был директором городской типографии. Родные, друзья, коллеги и просто знакомые запомнили его мудрым и оптимистичным человеком, ценившим простые житейские радости.

– Мой отец не любил говорить о войне, – отмечает Юрий Дубовченко. – Даже 9 Мая, а этот день для нашей семьи – святой, мы не слышали от него долгих фронтовых рассказов. Тем интереснее было прочесть его рукописную книгу воспоминаний, в том числе и о событиях Великой Отечественной.

Книга Николая Дубовченко представляет собой ценный исторический материал. Повествование ведется от первого лица. Кажется, что в этих строках звучит голос истории.

Мы решили отступить от привычного формата нашей традиционной рубрики и, максимально сохраняя стилистику автора, дать слово ее главному герою – солдату Победы Николаю Дубовченко.

Простые радости трудного времени

Николай Тихонович родился в посёлке Крым, а детство провел в селе Малаканка Халиловского района Чкаловской области. В начале 30-х годов здесь был создан колхоз «Горная природа». Родители Николая сразу вступили в него.

«В колхозе имелось посевной площади всего 350 гектаров, – пишет наш герой. – Из техники – комбайн, молотилка, два колесных трактора. Живой тягловой силой были лошади и быки. Жизнь постепенно улучшалась, хотя колхоз еще был экономически слабый, многого не хватало, были и неурожайные засушливые годы. Летом было много работы, а зимой, когда времени побольше, сельчане собирались в домах у кого-нибудь на посиделки, вязали пуховые платки, носки, варежки, пели песни, частушки. В деревне было две гармошки, балалайки и гитара».

И грянула война…

Роковые события сорок первого года вихрем ворвались в устоявшийся мир сельчан, ломая и корежа привычный уклад жизни. Вот как описывает это Николай Тихонович: «Весна 1941 года. Закончены полевые работы в колхозе. Посажена картошка, управились с огородами. Вот и лето наступило, дома все в порядке – живи себе да радуйся.

Но 22 июня 1941 года из района приезжает председатель колхоза и сообщает, что Германия напала на Советский Союз, началась война. Собрался народ. Женщины плачут. «Заберут всех мужчин, останемся одни с детьми. Что делать будем?» Так оно и случилось. Из сельсовета стал приезжать верховой-нарочный с повестками: мужчин мобилизовали на защиту Родины. Каждого провожали всей деревней. Сколько было крика!

Остались в деревне только женщины, дети, председатель колхоза П.П. Мазуренко да четыре деда – колхозный кузнец Н.Г.Дергилев, счетовод Я.М.Дятлов, конюх И.Н.Чмарин и сторож С.М.Мамонтов.

Мобилизовали трактористов, стали садиться на трактора женщины и подростки, не имея опыта работы. Отец в это время работал заправщиком, научился водить трактор. 1 сентября 1941 года мобилизовали и его. Провожать ездили мать и я. Когда посадили мобилизованных в вагоны и начал отправляться эшелон, вот где было слез и крика!

Николай Тихонович трудился наравне со взрослыми. Работать приходилось от рассвета до заката, а зачастую – и по ночам. Но непосильный труд был не самой страшной бедой.

«А как ждали известий с фронта! Но война есть война! Приходили и похоронки. Каждую оплакивали всей деревней. Страшно вспоминать то тяжелое время. С фронта не всем суждено было вернуться живыми. Из сельчан был мобилизован 31 человек, погибло 13, ранено 10 человек».

Стал он зенитчиком

Молодого Николая призвали в армию в марте 1943 года. Сначала ему пришлось освоить шоферское ремесло: прошел обучение в селе Кузоватово Ульяновской области. 

«День 23 апреля 1943 года остался в памяти, – пишет он в своей книге. – В торжественной обстановке принимали воинскую присягу. Учеба шла быстрыми темпами, практику вождения проходили и в ночное время. Помнится, как у нас не доставали ноги до педалей на автомашине ЗИС-5. Июнь месяц 1943 года – сдача экзаменов, получено удостоверение водителя третьего класса. Затем мы были направлены в район Камышина Сталинградской области в 7-й автополк, а затем – в распределительный пункт подмосковного Кунцево».

Николай Тихонович попал в 39 зенитно-артиллерийскую дивизию в составе Первого Прибалтийского фронта, который в то время базировался в Пензе.

«Так я стал зенитчиком и был очень доволен этим, – продолжает Николай Дубовченко. – 15 октября 1943 года мы погрузились в эшелон и по железной дороге выехали на фронт, двигались через Москву по направлению на Смоленск.

Проезжая освобожденные районы, мы видели везде разрушенные и сожженные деревни и станции, взорванные мосты и тоннели. Станция Вязьма была вся разрушена, видно, были тяжелые бои.

От станции Вышегорск мы миновали своим ходом изрядно разрушенный Смоленск и в районе станции Красный Бор заняли первую огневую позицию».

Фронтовые дороги рядового Дубовченко

В составе своего полка Николай Дубовченко прошел с боями от Смоленска до Вайноде (Латвия), освобождал Белоруссию, Литву, Латвию.

«Запомнилась летняя операция 1944 года под кодовым названием «Багратион», – пишет он в своих воспоминаниях. – В период наступления мы местами пробирались по болотистой местности, рубили деревья, стелили их на дорогу, чтобы проходила техника. Сами были мокрые, уставшие. Во время налета авиации у зенитчиков своя задача – не бежать в укрытия, а вести огонь по самолетам». Стоит ли говорить, что сами зенитчики становились мишенью для фашистских летчиков. Особенно опасно было, когда приходилось вести огонь прямой наводкой по передовой противника. Снаряды порой рвались совсем рядом. Об одном из таких случаев рассказывает Николай Тихонович: «В начале апреля 1945 года в Латвии мы поехали занимать огневую позицию. Был очень густой туман. Сопровождал нас комбат. Оставили автомашину с орудием, все прошли на возвышенность, затем меня послали за автомашиной. Я стал помогать водителю заводить ее, в это время бегло ударила немецкая артиллерия, и один снаряд упал рядом с орудием. Разбило весь прицел. Но нам повезло – нас не задело».

Уже в мирное время, в Новотроицке, Николая Тихоновича часто приглашали в школу № 19 (сегодня – гимназия № 1), где он рассказывал школьникам о фронтовых буднях. Ребята часто спрашивали его: «Вам было страшно?».

Он всегда отвечал искренне и прямо: «Да, боязнь за жизнь у каждого была. Все мы постоянно думали: лишь бы не убило. Семейным было тяжелее. А молодые, еще не жившие и не понимавшие сути жизни, считали так: ну что ж, идет война, а она без жертв не бывает».

К слову, рядовой Дубовченко выглядел так молодо, что комбат С.Прохоров по-доброму подшучивал над ним: война кончится – в какой детский сад пойдешь?

Победный май

9 мая 1945 года Николай Тихонович встретил в Латвии. Об этом он пишет так: «Комбат собрал личный состав батареи, поздравил всех с Победой и сказал: «Вы все награждены самой высокой наградой – вы остались живы». А потом был произведен салют из всех орудий».

На этом служба Николая Дубовченко не завершилась. Лето 1945-го он находился в военном лагере в Псковской области. Зиму провел под Выборгом. А в июне 1946-го его полк перевели в Гродно. Демобилизовался из армии в конце апреля 1948 года из белорусского города Слонима. В Новотроицк вернулся накануне очередной годовщины Победы – 8 мая.

Этого нельзя забывать

– Я часто думаю о том, чтобы передать записи отца в городской музей, – признается Юрий Дубовченко. – Его книга – богатый материал для изучения истории родного края и Великой Отечественной войны. Сегодня, как никогда, важно сохранить память о том страшном времени. Считаю, в школьном курсе истории ему уделено недостаточно внимания. Этот пробел надо устранять. Каждый человек должен знать историю своей семьи и гордиться родственниками, пережившими страшное военное лихолетье, так же, как я горжусь своим отцом.

Марина КИРСАНКИНА.