Гвардеец труда. Новотроицк

Живая вода

Живая вода
Существует ли исторический процесс, или все в человеческой истории подчинено личному произволу сильных личностей и роковым случайностям? Есть ли смысл в истории человечества, или она идет-бредет, куда глаза глядят, а чаще всего вслепую? Существует ли высший план развития человеческого общества, определенный такими же несокрушимыми и неоспоримыми законами, как законы природы? Когда-то на эти вопросы давались, как казалось, вполне разумные и позитивные ответы. Но в настоящее время человечество оказалось в тупике. Выдвигаются новые концепции исторического развития, которые учеными мужами даже не принимались во внимание. Так, современный украинский историк Олесь Бузина объявил водку – горючим нашей истории. Поначалу подобное утверждение вызывает улыбку или раздражение, но когда начинаешь задумываться да сопоставлять исторические события и факты… Первое, что приходит в голову: а что это за «живая вода», которая в русских сказках оживляет мертвых? В 1386 году генуэзское посольство, следовавшее из крымской Кафы в Литву, привезло с собой «аквавиту», изобретенную примерно на полвека раньше алхимиками Прованса. Agua vita по латыни –   вода жизни. Провансальцы приспособили изобретенный арабами перегонный куб для превращения виноградного сусла в спирт. Самим арабам пить эту жидкость не позволял Аллах. Они использовали ее для приготовления духов. В Европе же от «аквавиты» родились все современные крепкие напитки: и бренди, и коньяк, и виски, и немецкий шнапс, и русская водка. Новый напиток содержал страшную энергию. Ноги сами пускались в пляс, языки развязывались, кровь разгоняла даже жестокий полярный мороз. А в XV-XVII веках зимой было куда холоднее, чем сегодня. «Живая вода» часто действительно спасала людей от смерти.  У древних славян заменителем живой воды был мед. Готовить мед просто. Не нужно ни перегонного куба, ни холодильника, ни огня. Только кадка и естественное брожение. Беда была в другом – готового продукта приходилось ждать десять-пятнадцать лет. Славян становилось все больше, а меда все меньше. И тут кто-то принес с юга весть, что римляне и греки давно уже охмеляются виноградным вином. Тихие и мирные славяне вдруг превращаются в воинственный народ. Орды славянских богатырей тут же ринулись на завоевание стратегически важных объектов – наполненных амфорами погребов цивилизованных стран. Балканский полуостров упал в их руки, как перезревшая гроздь. Но северные славяне тоже не ждали милостей от природы. Внимательно наблюдая за мирозданием, они открыли удивительный физический закон: если смешанный с ягодным соком пчелиный мед подогреть на огне, процесс брожения пойдет быстрее. Ждать десять лет уже не надо! Варить мед можно быстро, как пиво, и тут же употреблять. Отзвуком этого золотого века навсегда осталось древнее слово «пир», произошедшее от еще более древнего «пити». Из «Повести временных лет» известно, как князь Владимир выбирал религию для своих подданных. Он уже начал склоняться к принятию мусульманства, но услышав, что у мусульман в запрете питие, передумал: «Руси есть весели пити, не можем без сего быти». И тут же принял христианство. Но в русских сказках рядом с «живой водой» недаром упоминается «мертвая вода». На самом деле это одна и та же жидкость. Грань, которая их разделяет, называется мерой. Именно эта грань определяла ход истории: в положительном или отрицательном направлении. В средние века Московское княжество было слабее Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. И выстояли московиты только потому, что в Московии в те времена пили гораздо меньше, чем в Польше и Литве. Любопытно, но воссоединение Украины с Россией произошло по инициативе человека, носившего знаменательную фамилию – Хмельницкий. И пресловутый «еврейский вопрос» в России был во многом завязан на торговле горячительными напитками (А.Солженицын «Двести лет вместе»). Почему многие реформы Петра Первого носили такой непродуманный и жестокий характер? Потому что проводились они не на трезвую голову. И Антихристом Петра называли не только за то, что он носил немецкое платье, но и за то, что он устраивал страшные пьяные оргии, потонувшие в табачном дыму. Но он же, как считается, изрек поговорку: «Пей, но дело разумей!» После этих событий Российская империя простояла еще два века. Выпивая и опохмеляясь, она завоевала Крым, разделила Польшу и победила Наполеона. Кстати говоря, Наполеон со своей армией ушел из поверженной Москвы 7 октября 1812 года, а переправа через речку Березину остатков великой армии состоялась 12-17 ноября, и зима в том году была поздней и относительно теплой. Так что, победил Наполеона не русский мороз, а русский дух, да еще московские винные погреба, которые опустошили наполеоновские солдаты. Российская империя простояла бы еще много лет, если бы в 1914 году Николай II не ввел сухой закон – на период войны. Но он не мог даже предположить, что такое разумное ограничение обернется Февральской и Октябрьской революциями. Сталин, как никто другой умевший учитывать ошибки прошлого, не стал подражать Николаю II. Он знал, что наркомовские сто грамм (именно сто грамм, а не пол-литра) спасут Россию  и не пошел на сухой закон, даже когда передовые немецкие части рассматривали Москву в обычный бинокль. Зато безобидные на первый взгляд эксперименты Михаила Горбачева по борьбе с вековечным пьянством оказались опаснее для СССР, чем дивизии Гудериана. Трудно обозначить горбачевский период трезвым: есть в нем какой-то пьяный угар. И Беловежский сговор с обильной выпивкой «на троих» стал достойным завершением этого угара. Сказка ложь, да в ней намек… Неуловима порою грань, превращающая «живую воду» в «мертвую». Но также трудно иногда провести грань (в смысле разрушительности) между политикой загула и трезвого прагматичного расчета, лишенного последних черт человечности.