КСТАТИ. С вводом в эксплуатацию печной линии по переработке отходов металлургического производства возрастает востребованность объездной дороги от цементного завода до трассы Орск-Оренбург как одному из основных связующих звеньев в сети областных транспортных коридоров. Дорога строится в обход населенных пунктов.
Развитие моногородов становится проблемой не региональной, а выходит на общегосударственный уровень. Вот почему еще 12 ноября 2009 года в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.Медведев заявил, что одним из приоритетов в работе правительства страны станет нормализация ситуации в моногородах и предложил разработать федеральную программу развития таких муниципальных образований. В России в моногородах проживает более 16 миллионов человек, здесь производится большой объем товаров и услуг.
Развитие моногородов должно соответствовать инновационной направленности в экономике в целом. Именно этим руководствовались разработчики «Комплексного инвестиционного плана модернизации муниципального образования город Новотроицк», принятого на недавнем заседании городского Совета депутатов.
В основу взяты результаты диагностики состояния Новотроицка, демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения.
На 1 января 2011 года численность постоянного населения муниципального образования составила 108 тысяч человек, что на 600 человек меньше соответствующего периода 2010 года, выросла и естественная убыль населения. Сложная демографическая ситуация в городе обусловлена рядом факторов, среди которых неблагополучная экологическая обстановка, высокий удельный вес населения в возрасте старше 65 лет (20,6 процента). Численность экономически активного населения составила 58,6 тысячи человек, или 53,9 процента общей численности населения.
На рынке труда по-прежнему сохраняются проблемы: несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, дефицит вакантных рабочих мест. Особенно это актуально для молодежи: только 54 процента выпускников-очников получают направление на работу.
Сильной стороной муниципального образования можно считать высокий уровень развития производственной базы, обеспеченность сырьевыми ресурсами – железом, марганцем, флюсовыми известняками, глиной. И в то же время сохраняется монозависимость от «Уральской Стали», сложная экологическая и демографическая ситуация. Возможности выхода из ситуации видятся в уменьшении зависимости от металлургического комбината, развитии перерабатывающей промышленности, расширении ассортимента и видов производства строительных материалов, в развитии торговли и сферы обслуживания. Нельзя сбрасывать со счетов возможные угрозы: в частности, риск невостребованности металлопродукции и строительных материалов на внутреннем и внешнем рынках, снижение предпринимательской активности населения.
Исходя из этого, комплексный инвестиционный план предусматривает два сценария реализации: инерционный и инновационный. Если события будут развиваться по инерционному варианту, то на фоне рисков градообразующего предприятия возможно снижение его производственной активности, и как следствие — высвобождение персонала и снижение уровня жизни населения. Доходы муниципального бюджета тоже могут сократиться на 30 процентов, и он останется дотационным. В итоге возникнет большая вероятность возникновения социальной напряженности в обществе. Именно поэтому инерционный план развития следует считать бесперспективным.
Инновационный вариант предусматривает достижение сбалансированного развития экономики, повышение удельного веса производств с высокой добавленной стоимостью, развитие сферы услуг. При этом особое внимание уделяется инновационному характеру производства, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению инвестиционной привлекательности Новотроицка. В итоге к 2015 году предполагается закрепить сбалансированную модель развития экономики, достигнуть устойчивой динамики капитала, планируемого качества жизни людей, удержать экономически активное население в городе.
Устойчивое развитие города возможно на основе диверсификации экономики, в первую очередь за счет модернизации и реконструкции производства на металлургическом комбинате, расширения ассортимента выпускаемой продукции, выхода на проектную мощность печной линии по переработке отходов горного производства, отходов ТЭЦ с целью получения строительных материалов и бетонных изделий, развития местной пищевой промышленности и малого бизнеса, развития потребительского рынка и т.д.
Помимо экономических задач модернизация города предполагает развитие социальной инфраструктуры – образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Так, на реализацию целевой программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2012-2015 годах запланировано 259,3 млн. рублей. Общий объем инвестиций в программу капитального ремонта многоквартирных домов составляет 64,3 млн. рублей.
Программа развития городского наземного электротранспорта имеет целью его сохранение, поддержание стоимости проезда на приемлемом уровне и повышение уровня транспортных услуг за счет обновления подвижного состава реконструкции верхнего строения пути и энергетического хозяйства, и самое главное — снижение себестоимости перевозок на 15 процентов.
С вводом в эксплуатацию печной линии по переработке отходов металлургического производства возрастает востребованность объездной дороги от цементного завода до трассы Орск-Оренбург как одному из основных связующих звеньев в сети областных транспортных коридоров. Дорога строится в обход населенных пунктов. Ввод ее в эксплуатацию позволит снизить загруженность улиц от потока большегрузного транспорта, загазованность, аварийность на улицах, к тому же уменьшится количество городских дорог, требующих ремонта.
Общий же объем инвестиций в основной капитал составит 54 млрд. рублей.
Комплексный инвестиционный план модернизации муниципального образования город Новотроицк детально обсуждался на всех постоянных комиссиях. Депутаты внесли в него много дополнений, поправок, он прошел правовую и антикоррупционную экспертизу. Сегодня можно сказать: план утвердил приоритеты социально-экономического развития города и совместных действий органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций различных форм собственности.
Екатерина КУЗНЕЦОВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.