Итоги выборов в Госдуму подведены. Но дебаты, хоть уже и не столь бурные, как в центре, продолжаются. Наш город достаточно спокойно прошел выборную кампанию, без громких митингов, всплесков эмоций. И не потому, что горожане безразличны ко всему происходящему -- просто они отличаются большей сдержанностью, мудростью, взвешенностью позиции, стабильностью. Об этом свидетельствуют цифры. На выборах в Законодательное Собрание и Госдуму явка избирателей была примерно одинаковой – на уровне 50 процентов (в ЗС – 49,29%, в ГД – 48,95%). Однако разброс мнений большой: одни считают, что фальсификаций было много, другие высказывают диаметрально противоположное мнение. Выборная тематика не потеряла актуальности, ведь в марте будущего года состоятся выборы Президента страны. Поэтому мы пригласили к участию в разговоре представителей политических партий, первичные организации которых работают в городе, - Анну Галкину, помощника депутата Заксобрания от ЛДПР Сергея Химича; Марину Крылову, представителя партии «Патриоты России» в городе Новотроицке; Александра Иванова, первого секретаря Новотроицкой городской организации КПРФ; Сергея Еськова, политтехнолога местного отделения партии «Единая Россия».
-- Первый вопрос, с которого мы начали разговор: считаете ли вы, что итоги выборов объективно отражают настроения в обществе и насколько они совпали с вашими ожиданиями?
Анна Галкина: Итоги выборов с нашими ожиданиями совпали в полной мере. Мы планировали поднять процент «за», и это удалось сделать. По Новотроицку рост составил 2 процента, а в целом партия набрала 19,4 процента. Это результат грамотно организованной агитационной кампании. Да и программа ЛДПР оказалась близка многим.
Александр Иванов: Мы провели большую подготовительную работу, народный референдум. Все, кто к нам подходил, отвечали созвучно нашей программе. Если бы голосовали по привычке, мы бы остались на 12 процентах. Работа дала результат: в два раза увеличили процент по сравнению с прошлыми выборами. То, что не достигли прогнозируемых 28-29 процентов, связано с финансовыми проблемами КПРФ и высокой активностью оппозиционных партий. Но люди продемонстрировали свой настрой, выразили, чем они недовольны и что хотят в будущем. Так что результаты соответствуют настроениям горожан.
Сергей Еськов: Итоги выборов для себя считаем неудовлетворительными. Сказались протестные настроения. Люди видят ситуацию в стране в целом, и она их не устраивает. Да и действия центральных органов партии вызывают много вопросов у рядовых граждан. Мы проводили экзит-пол на шести точках, и его результаты полностью совпали с итогами выборов.
Александр Иванов: Поддержу Сергея. У нас система такая: после выборов мы сразу собираем протоколы со всех участков, вводим их в свою компьютерную программу и параллельно с ТИК считаем. По окончании сравнили результаты, они оказались абсолютно идентичными. Я участвую уже в четвертых выборах и вижу, как от года к году растет профессионализм комиссий, много появляется новых людей. Наблюдатели тоже становятся более грамотными, изучают законы. У наблюдателей не было цели помешать ходу выборов, напротив – старались помочь, если возникала нестандартная ситуация. Особое внимание уделяли подсчету голосов, чтобы все проходило грамотно. Я ответственно могу сказать: вбросов бюллетеней не было. Последние двое выборов – в ЗС и ГД – показывают, что и администрация, и комиссии, и предприятия, где формируются комиссии, настраивались на честные выборы.
Марина Крылова: По протоколам за «Патриотов» отдано 494 голоса. На предыдущих выборах было около 3 тысяч. Перед нынешними выборами мы, как непарламентская партия, собирали подписи. И общение с людьми подтверждало, что сторонников у нас гораздо больше. Мы ожидали процента три, как минимум. Думаю, выборы были не совсем честные.
-- Выборы всегда дело чрезвычайно сложное, провести их без сучка и задоринки практически невозможно. Ошибки, неосознанные или намеренные, были и будут. И у нас дело не обошлось без накладок?
Александр Иванов: Ситуацию надо разделять на «до выборов», «во время выборов» и «после выборов». До выборов – грязнее я не видел. В город тоннами завозили печатную продукцию с пасквилями на коммунистов. Все было явно организовано. Мы подали 6 заявлений в полицию и прокуратуру. С помощником даже успели побывать в отделении полиции. Нас задержали за то, что мы на доске объявлений, которая является муниципальной собственностью, расклеивали якобы незаконный агитационный материал, хотя на нем были все наши реквизиты. Не спасло даже удостоверение помощника депутата Госдумы. Задержать нас могли только с разрешения прокуратуры и должны были немедленно сообщить об этом нашему помощнику в Москве. Протоколы о нашем задержании пропали. Когда выяснилось, что мы действовали законно, никто даже не извинился.
Сергей Еськов: Несколько слов о честности выборов. Была жесткая установка губернатора Юрия Берга провести выборы честно. Наше местное отделение не организовывало митинги и не распространяло никакие листовки, работали с людьми напрямую. Когда пишут в Интернете: выборы сфальсифицировать проще простого – надо прийти на участок и посмотреть: по восемь представителей разных партий следят за процессом плюс полиция. Любая подтасовка невозможна.
Александр Иванов: На выборах каждая партия была заинтересована в честности, не выгодно, чтобы ее голоса кому-то ушли. За этим процессом следило восемь пар глаз наблюдателей.
Сергей Еськов: Хотя инциденты были на Западном, Северном, когда люди пытались разговаривать с членами комиссии на повышенных тонах, рвали бюллетени у них на глазах.
-- С чем это может быть связано?
Марина Крылова: Люди в депрессии. Когда общаешься с ними, видишь: они никому и ни во что не верят. На выборы идти не хотят. Нет позитивного настроя и веры в светлое будущее.
Александр Иванов: В период предвыборной агитации, стало заметно, что люди перестают читать и, как ни странно, этим гордятся. Был пример: идет молодая семья с ребенком лет шести-семи, даешь им газету – они с гордостью говорят: а мы не читаем! Жалко. Жалко детей, которые, как губка, впитывают этот нигилизм.
Буквально перед самыми выборами в городе появились листовки от партии «Воля», листовки-самоклейки отличного качества без реквизитов с призывами не ходить на выборы. Причем это происходило во всех городах Оренбургской области одновременно, разом.
Сергей Еськов: Есть движение «наХ-наХ. Голосуй против всех», довольно агрессивное. К нему примыкают некоторые не зарегистрированные у нас движения, в том числе «Авангард коммунистической молодежи «АКМ», который в свое время нападал и на наш офис.
Александр Иванов: В ходе голосования были не нарушения, а рабочие моменты, которые не могли особо повлиять на его итоги. Например, в Аккермановке почему-то на входе решили регистрировать по паспорту всех пришедших голосовать. Излишнее усердие. То же самое, только в несколько иной форме происходило в Хабарном и Пригорном. По нашим замечаниям все тут же прекратилось, и люди пошли спокойно голосовать. Были замечания по поводу маленьких помещений. В общежитии №8 по ул. Советской, 10 половина наблюдателей сидела в коридоре: места не хватало, не было видно урну. Правда, после замечания ситуацию тут же поправили. Надо отдать должное председателям, они работали грамотно.
-- Давайте суммируем все положительное, замечания, недочеты в ходе проведения выборов и в выборном законодательстве. Что бы вы изменили в нем? К примеру, Президенту, в Центральную избирательную комиссию поступают предложения вернуться к смешанной системе. Вы, обсуждая итоги выборов, задумались, что и как надо менять?
Марина Крылова: Если партия, неважно, парламентская или нет, идет на распределение мандатов в Госдуму, она не должна ограничиваться в правах и должна иметь свою квоту в участковых избирательных комиссиях с правом решающего голоса. Везде, кроме Новотроицка, «Патриотам» такое право было предоставлено. Хотя председатель избирательной комиссии Оренбургской области Дмитрий Кулагин заверял, что ни одной партии в этом отказано не будет.
Сергей Еськов: Количество партий большое, наблюдателей тоже становится больше. На маленьких участках им в самом деле порой даже сидеть негде. Не факт, что большое количество наблюдателей улучшает работу избирательных комиссий. Законодательство в целом, считаю, нормальное. Относительно закона может быть несколько взглядов. Для «Единой России» прежняя смешанная система была лучше, так как в рядах единороссов больше известных людей, чем у других партий. Очень хорошо зарекомендовали себя КОИБы — комплексы обработки избирательных бюллетеней, в любой момент можно взять отчет и посмотреть, сколько проголосовало людей.
Анна Галкина: Я бы поддержала предложение по КОИБам, они значительно ускоряют работу комиссий, их число надо увеличивать. На тех участках, где комплексы были установлены, наши наблюдатели уже в 9-10 часов освобождались. А там, где их не было, мы в штабе ждали своих наблюдателей до двенадцати-часа ночи.
Александр Иванов: Говорят, что партии не пропускают честных людей. Нынешняя система – по партийным спискам -- дает больше возможностей партии участвовать в жизни страны. Но у любой партии есть сторонники, которые активно работают и в Госдуме, и Заксобрании, и на местах. Абсолютно идеальных вариантов не может быть, в любом законе будут плюсы и минусы.
Сергей Еськов: Я хотел бы добавить: любая партия по закону может свои мандаты передавать по списку, что «Единая Россия» сейчас и делает, ведь в ее списках есть и люди, не являющиеся членами партии.
-- Четыре партии прошли в Госдуму, у каждой были свои сторонники, которые поддерживали, помогали. Есть кого поблагодарить.
Александр Иванов: Хочу сказать спасибо всем, кто проголосовал за нас, всем, кто вообще пришел на выборы и продемонстрировал свою гражданскую позицию. Огромная благодарность участковым избирательным комиссиям, нашей территориальной комиссии, ее председателю Игорю Геннадьевичу Антипову, всем наблюдателям.
Марина Крылова: Нашим посланцам в высший орган государственной власти, независимо от того, представляют они какую-то партию или нет, надо помнить, что служение людям – самая трудная работа. Хотим мы этого или не хотим, а работать придется всем вместе, находить компромисс. От них зависит, как мы будем жить здесь, в провинции.
Эта встреча в редакции городской газеты подтвердила: люди разных политических взглядов должны и могут вести спокойный и конструктивный диалог по сложным проблемам. Выборы же еще раз показали: наступает время реального, а не дозируемо-разрешенного инакомыслия, если оно не замешено на ненависти. И это хороший знак.