Гвардеец труда. Новотроицк

Путь длиною в четверть века

Путь длиною в четверть века
Сегодня у коллектива детской художественной школы Новотроицка- праздник. Школе исполняется 25 лет! Хороший повод, чтобы подвести некоторые итоги, поговорить о планах, рассказать о педагогах и воспитанниках. Накануне юбилея у нас в редакции побывала  директор ДХШ С.Ермакович. -- Светлана Геннадьевна, и Вас, и Ваш коллектив поздравляем со столь знаменательной датой и желаем творческих удач. В начале нашего разговора хотелось бы узнать об истории школы, о том, какими возможностями она сегодня располагает. -- Спасибо за поздравления. Что же касается нашей школы, то в ней сегодня обучается около 400 учащихся. Свою историю она ведет с 1986 года. Много за эти годы произошло перемен, но  во все времена неизменной оставалась главная цель: начальное образование юных художников. В школе сложился шестилетний курс обучения, который начинается с 7-летнего возраста ребенка. В подготовительных и начальных классах преподаются основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, лепка. Дальше — базовый этап образовательного процесса: в течение 4-х лет дети постигают основы графики, живописи, станковой и декоративно- прикладной композиции, скульптуры, знакомятся с историей развития изобразительного искусства. Более одаренные учащиеся продолжают обучение в группе ранней профессиональной ориентации — 5-м классе, что дает возможность подготовиться для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения художественного профиля. С 1996 года наша школа располагается в отдельном двухэтажном здании, где, кроме учебных мастерских, находятся методический и натюрмортный фонды. Школьный актовый зал — это небольшая галерея, где выставлены лучшие работы выпускников. --Думаю, самое  время поговорить о людях, которые работают с детьми, — педагогах школы. --С удовольствием расскажу, поскольку убеждена, что в нашей школе работают самые увлеченные, опытные, творческие преподаватели. Основателем и первым директором была Г. Горячкина.  Надо сказать, что педагоги ДХШ стараются сохранить заложенные ею академические принципы в системе художественного образования школьников. Все нынешние преподаватели -- с высшим и средним профессиональным образованием. Некоторые из них -- Н.Петрова, Т.Баукова -- стояли  у истоков создания школы. В педагогическом коллективе из 17 преподавателей, восемь — выпускники нашей школы, вернувшиеся в родные стены с вузовскими дипломами. Это самобытные, творческие личности: Е.Артемьева, Т.Годунова, Ю.Лужнова, М.Московцева, Т.Чехлова, М.Камальдинова, Т.Савинкова… В школе увлеченно работают С.Белоусова, Е.Трубицына. Обучая ребят азам изобразительной грамоты, они стремятся выявить и развить  индивидуальные способности каждого ученика. Уже 17 лет проводит занятия по рисунку, живописи, станковой композиции опытный преподаватель Н.Петрова, лауреат премии главы города «И мастерство, и вдохновение-2006». Большой стаж работы, 18 лет, у Г.Бугдаевой. Она преподает историю изобразительного искусства. И делает это творчески! В решении многочисленных хозяйственных вопросов, связанных с проведением ремонтов, оснащением  оборудованием,  приобретением всего необходимого для организации учебного процесса, первые помощники — заместители директора Т.Годунова и Л.Новикова.  -- Позади четверть века. За эти годы наверняка сложились какие-то традиции, произошли события, ставшие вехами в истории школы. --Итог 25-летней работы красноречивее всего характеризуют  цифры. За  эти годы из стен школы вышло полторы тысячи учащихся. Каждый год — от 30 до 40 выпускников, успешно защитивших дипломы. А традиции, конечно же, есть. Скажем, совместные выставки дипломных работ выпускников и преподавателей. На наш взгляд, они способствуют прямому диалогу учителя и ученика, дают пищу для обсуждений и обмена идеями, дают возможность не только услышать совет учителя, но и наглядно увидеть все своими глазами. Частью жизни школы стала организация городского конкурса детского рисунка на асфальте «Салют, Победа!», а также проведение конкурса рисунков, посвященных Дню города.  Среди значимых событий не могу не отметить участие школы в VI международном конкурсе «На своей земле», проходившем в Республике Беларусь. Дипломом первой степени отмечена наша воспитанница Ира Назарова. Благодарственным письмом награждена школа за участие во Всероссийском конкурсе-выставке детского юмористического рисунка «Черниковская  котовасия — 2010» в Уфе. Успешным для нас оказалось и участие в VII международном конкурсе детского рисунка «Мы — соседи». Школа отмечена дипломом 1 степени. Были победы на открытом областном конкурсе- фестивале авторского творчества «Вдохновение». В нынешнем году  лауреатами 1,2,3 степеней стали Даша Альменева, Катя Коробко, Матвей Дьяконов. Пять лет подряд школа становилась лауреатом всероссийского фестиваля детско-юношеского творчества «Я люблю тебя, Россия», который проходит в Москве. --Светлана Геннадьевна, побывав в здании детской художественной школы, создается впечатление, что ей в нынешних стенах становится уже тесновато… -- Вы правильно заметили. Мы давно мечтаем об открытии филиала, поскольку ребят, желающих поступить к нам, достаточно много. А кабинетов для занятий не хватает. Стараемся принять наиболее одаренных и способных учеников. Поэтому прием осуществляем по результатам просмотра творческих работ. В то же время, поскольку мы существуем на средства налогоплательщиков, обязаны принимать всех желающих. Мы стремимся добиться для школы особого, более высокого статуса, чем просто учреждение дополнительного образования, призванное организовать досуг детей. Наша задача вполне конкретна и достижима: дать большинству учащихся основы будущей профессии в сфере культуры и искусства. --А насколько это удается? --Более 20% наших выпускников в дальнейшем становятся художниками и мастерами различных смежных творческих профессий. Ребята поступают в ведущие вузы страны, становятся студентами факультета дизайна одежды и дизайна архитектуры Оренбургского госуниверситета (М.Дынник, П.Погудина, И.Герасева, Э.Горленко), факультета архитектуры Южно-Уральского госуниверситета (К.Гербер, Е.Русинова), Московского гос-университета печати (А.Леонова), Уральской государственной архитектурно-художественной академии (И.Путилина, А.Саблина), Самарского художественного училища (А.Платонова)… --   Каковы финансовые возможности школы?  Все ли из задуманного удается осуществить? -- Это одна из главных проблем, которая порой  приводит к невеселым раздумьям и не дает спокойно заниматься любимым делом. Финансирования не хватает. Мы могли бы увеличить набор, желающие есть. Но ограничены в количестве учебных часов. В этом году мы сократили прием детей в возрасте 6-7 лет. Да и классы получаются переполненными. По закону о местном самоуправлении школы финансируются из муниципалитета, училища — из регионального бюджета, университеты — из федерального. Это говорит о том, что все  сами по себе, и нет  взаимосвязи, хотя цели и задачи у нас одни. Такая ситуация характерна как для художественного, так и для музыкального образования. Министерство культуры, конечно, старается нас объединить. Но, на мой взгляд, все же нужна единая программа, определяющая пути решения многих проблем. Не стоит забывать, что будущее наших питомцев складывается именно в скромных стенах художественных  школ, именно здесь ребятам помогают сориентироваться в жизни и творчестве. Биография художника, пусть даже самого молодого, начинается не с момента окончания института, она начинается с первых мазков кисточки и штрихов карандаша, которые сделал ребенок в детской художественной школе. -- Светлана Геннадьевна, не будем забывать, что эта встреча у нас происходит в канун юбилея школы. Ваши пожелания коллегам, воспитанникам, выпускникам… -- Позади  четверть века, но школа продолжает жить яркой, творческой жизнью, убедительно показывая успехи, достижения и свою несомненную востребованность. И каков бы ни был профессиональный выбор наших выпусников, это, прежде всего, будут люди с высокой эмоциональной и визуальной культурой. Образование, полученное в школе, поможет и во взрослой жизни тоньше и многограннее воспринимать красоту окружающего мира, нестандартно мыслить, творчески реализовываться в любом деле. Одним словом, школа дает путевку в жизнь многим нашим талантливым ребятам. Всем: коллегам,  учащимся, нашим выпускникам — хочу пожелать в этот юбилейный день творческих свершений, удачи и благополучия. Не забывайте родную школу. Записала Светлана Иванова.  Фото Вадима Мякшина