Листая страницы семейного альбома... (Николай Зеленюк)
На сохранении семейных ценностей в новой редакции Конституции России не случайно заострено особое внимание. От того, насколько прочной будет семья, в конечном итоге зависит будущее государства. Хорошо, когда в родословной человека есть примеры, достойные уважения и памяти.
Дед
На сайте «Одноклассники» увидел размещённую землячкой Екатериной Черноморец перепись 1917 года глав семейств с. Вершинный Акбулакского района. Для меня и моих родственников документ исключительной важности. Под №39 – Зеленюк Ф.И. Это мой дед, Фёдор Иванович.
В 1907 году он один из большой семьи выехал из с. Кочержинцы Черкасской области (Украина) в далёкий край, чтобы получить в собственное пользование земельный надел по столыпинской реформе. Были переселенцы также из Полтавской, Херсонской и других областей. Не только украинская речь зазвучала на новом месте. С укладом жизни никто не собирался расставаться. Вручную, лопатами соорудили ставок (плотину), чтобы была вода для огородов и карасей, по периметру высадили вербу. Возле каждой избы – палисадник, и чтобы в нём непременно цвела мальва. Заборы в основном плетённые из гибкой талы.
Дед, как и многие другие переселенцы, на новом месте обжился. Сорвались с родной земли в основном люди находчивые, трудолюбивые и настойчивые. Кто знает, как бы сложилась у них дальнейшая судьба, если бы не Первая мировая война. Дед ушёл по призыву на фронт. От непосильной работы в большом хозяйстве, в заботе о детях бабушка захворала. Она дождалась мужа из австрийского плена. Увидев его на пороге с неизвестным человеком, произнесла: «Это ты, Фёдор, наконец-то! Береги детей, а я умираю».
Незнакомый человек был австрийцем, с которым дед сдружился в плену. Был он, как говорится, без роду и племени. На предложение поехать в далёкую Россию – согласился. Работал в хозяйстве деда, причём на совесть. Дед помог ему обзавестись семьёй и хозяйством. Не мог Фёдор Иванович предполагать, что это сыграет с ним злую шутку.
…Снова страна захотела перемен. Началась коллективизация. Дед понял: лиха не миновать. Грозило раскулачивание: есть быки, лошади, да ещё и батрак-австриец!.. Продал нажитое и с женатыми сыновьями Яковом и Фёдором (моим отцом) покинули село,
уехали в Чечню, где никому не было дела, что за приезжие и откуда они. Через некоторое время Яков и Фёдор вернутся на родину. Вступят в колхоз. Другие дети разъедутся кто куда. По-разному у каждого сложится судьба. Дед же останется до конца своей жизни в станице Карабулакской, где и будет похоронен в 1952 году.
В середине 70-х отдыхал по турпутёвке в Осетии. Ёкнуло сердце, когда проводник вагона объявила: «Подъезжаем к Карабулакской». Жалею, что не остановился там, чтобы поклониться праху родного человека.
Отец
Отцу было четыре года, когда дед покинул Украину. Малой родиной для него стала оренбургская степь. Правда, с родственниками связь поддерживал, в Кочержинцах бывал и не раз. О своём детстве мало рассказывал. Я как-то спросил: как жилось, когда семья покинула Украину? «Да как? – вопросом на вопрос отвечал он, – жили единолично, «вкалывали» от зари до зари. Копили деньги то на плуг, то на жнейку … За счастье считаю, что удалось закончить церковно-приходскую школу».
Колхозную жизнь не хаял. Ещё бы? Правление колхоза за добросовестный труд направило его учиться в ветеринарное училище. «После училища стал другим человеком, – говорил он. – Помимо русского языка и литературы нас учили латыни. А химия? Это же чудо, а не наука». Учебник фармакологии у него был настольной книгой. Работал увлечённо. Навсегда в моей памяти останется, как он оперировал животных, делал забор крови на выявление тех или иных заболеваний. Не было ему покоя даже ночью. Стремглав мчался на ферму, чтобы помочь появиться на свет телёнку, спасти заболевшую корову или ягнёнка. До сих пор помню, с какой тщательностью он всякий раз мыл руки, чтобы самому «не схватить» заболевание и детей не заразить. Это был ветеринар по призванию. И вот ветеринар-профессионал в конце 50-х, перед выходом на пенсию, решил стать садоводом. Накупил литературы, поступил на заочные курсы садоводов. Через пять лет из соседних сёл и райцентра к нам стали приезжать люди за саженцами смородины, малины, крыжовника, учиться делать прививки на фруктовых деревьях. Для отца было настоящим наслаждением водить гостей по саду, рассказывать про сорта яблок, винограда, как надо бороться с плодожоркой, спасать деревья от грызунов – словом, учить другим садоводческим премудростям.
Ветеринар, он и на фронте оставался ветеринаром. Запись в военном билете: старшина ветеринарной службы 246 артиллерийского полка. Из пушки он вряд ли стрелял. Лечил от ранения лошадей, которые в несколько пар тащили на передовые позиции орудия, боеприпасы. В знаменитом фильме по повести писателя Ю.Бондарева «Батальоны просят огня» можно увидеть, как это было. Жалко не только людей, но и бедных лошадей. Однажды (я был ещё школьником) отец взял меня с собой на летнее пастбище. Везла нас закреплённая за ним, как специалистом, лошадь Марта. Был жаркий день, нехотя она тянула телегу на пригорок. Я кнутом размашисто её стеганул. Тут же получил от отца шлепок по затылку: «Не смей так бить лошадь или собаку. Они те же самые фронтовики». В 1943-м осколком от разорвавшейся бомбы отец получил серьёзное ранение в голову, был отправлен домой.
Ветеранов войны часто приглашали в школу, чтобы они поделились с учениками своими воспоминаниями о войне. Отец шёл неохотно, так как мог и слезу пролить. «К тому же до Берлина я не дошёл, как Иосиф», – как-то услышал я.
– Кто такой?
– Иосиф Павлович Зеленюк, сын моего двоюродного брата Павла. Герой Советского Союза. Подрастёшь – возьму тебя в Кочержинцы. Его именем названа улица, на кладбище стоит обелиск. На третьем курсе института я напомнил отцу о его обещании.
Дорогой сердцу подарок
– В таком случае завтра же отправляемся в дорогу, – сказал отец. – Не забыть бы только гармонь, я обещал Павлу сыграть несколько мелодий.
В дорогу отправились буквально на третий день. Доезжаем до Соль-Илецка, чтобы сесть на поезд Днепропетровск-Барнаул. У самой кассы отец объявляет: «Чёрт подери, мы забыли гармонь. Надо возвращаться, иначе Павел не простит».
Делать нечего, возвращаемся за инструментом домой. Идём с автобусной остановки. Мать у порога.
– Что случилось? – спрашивает испуганно.
– Гармонь забыли!
– Из-за этого вернулись? – недоумевает она.
– А что оставалось делать? Обещал, значит надо исполнять. Не хочу, чтобы Павел надо мной посмеивался вместе с другими родственниками.
Ранним утром следующего дня мы снова в пути, про гармонь, разумеется, не забыли. К тому же мать зорко следила за нашими сборами.
Дорогой сердцу подарок
Был июнь. Мы шли по улице с. Кочержинцы. Так вот оно какое, откуда пошла наша родословная! Домов не видно, улицы утопают в зелени.
– Смотрим на нумерацию, – говорит отец, – последний раз был здесь зимой. Кажется, за тем поворотом. Всё правильно.
Встреча всем была в радость. Вмиг был накрыт стол. Пришли не только родственники, но и соседи Павла Корнеевича. Сначала пошли разговоры об урожае, погоде, как это бывает. А после трёх рюмок полилась песня под гармонь отца «Несе Галя воду». Пришлось и мне продемонстрировать вокальные способности. Было удивление, что я, как и отец, могу общаться с ними на их же мове.
…На следующий день моего с отцом пребывания в Кочержинцах мы отправились на кладбище, отдать дань памяти герою. Осталось в нескольких словах рассказать о подвиге Иосифа Павловича Зеленюка. Он по профессии агроном-садовод. В армию призван в начале войны. После окончания Харьковского училища противотанковой артиллерии лейтенант Зеленюк командовал огневым взводом. С боями дошёл до логова фашистского зверя. 30 апреля 1945 года взвод выполнял боевую задачу по удержанию противника в районе Куммерсдорфа, в 40 км южнее Берлина. В этом бою наш родственник в течение часа был один у орудия. Когда закончились снаряды, подпустил гитлеровцев к орудию и взорвал себя противотанковой гранатой, уничтожив при этом 12 вражеских солдат. Герой не дожил до Победы 9 дней. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за проявленное мужество и героизм лейтенанту Зеленюку Иосифу Павловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Википедии есть страница, посвящённая ему.
…По возвращении с кладбища – сто граммов поминальных. Три дня гостил я с отцом на его родине. Перед тем, как проводить нас в дорогу, Павел Корнеевич достал книгу очерков о Героях Советского Союза, уроженцах Черкасской области, в которой опубликован рассказ о подвиге его сына.
– Тебе на память, Николай, как продолжателю нашего рода, – сказал он, и скупая слеза скатилась из его глаз.
Сегодня эта книга с фотографией Героя – на моей книжной полке. Я уже знаю, кому её передать по наследству.
Николай ЗЕЛЕНЮК.
Последние новости
-
20-12-2024
Команда «Ястребы» - победитель открытого международного турнира по следж-хоккею на Кубок Губернатора Оренбургской области
-
20-12-2024
Суд подтвердил законность решения Оренбургского УФАС России
-
19-12-2024
Педагоги Новотроицка приняли участие во Всероссийском форуме «Педагогическая гавань»
-
19-12-2024
Школьный музей из Оренбургской области стал партнером Музея Победы в Москве
-
19-12-2024
Количество заболевших ОРИ в Оренбуржье за неделю снизилось