Гвардеец труда. Новотроицк

27 августа – День российского кино. Кино смотрели и кино снимали...

В архиве Новотроицка хранятся тысячи документов. Многие из них являются ровесниками самого города. Одно из самых ранних – решение Горисполкома депутатов трудящихся по городу Ново-Троицку «Об организации отдела кинофикации в г.Ново-Троицке», датированное 20 июня 1945 года. Именно с него началась кинематографическая жизнь города.

27 августа – День российского кино. Кино смотрели и кино снимали... 27 августа – День российского кино. Кино смотрели и кино снимали... 27 августа – День российского кино. Кино смотрели и кино снимали...

У истоков

25 апреля 1979 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о ежегодном праздновании 27 августа Дня советского кино. Фактически днем рождения русского кинематографа считается 15 октября 1908 года, когда на экраны вышел первый кинофильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Новое искусство быстро набирало популярность. Документальные и художественные фильмы решали как просветительские, так и досугово-развлекательные задачи. Дети и подростки военной поры, посмотревшие в 1941 году фильм «Чапаев с нами», даже сегодня, спустя десятилетия, испытывают восторг.

Их судьбы слагали историю

В начале 40-х годов прошлого века Новотроицк был обычным рабочим поселком. В условиях военного времени возводились первые здания, цехи комбината. Люди жили в палатках, землянках, бараках. Бытовые условия были крайне сложными: теснота, неустроенность, а нередко – сырость и холод. И все же устававшие от напряженной работы люди хотели проводить досуг с интересом и пользой. Как мечтали новотройчане о кино! А значит, был нужен киномеханик. И он появился.

Весной 1940 года в рабочий поселок из Халилово приехал семнадцатилетний Николай Аверьянов. Несмотря на юный возраст, он уже успел поработать на кинопередвижках. Было у него два помощника. Фильмы демонстрировались черно-белые. Их крутили в простеньком кинозале, расположенном в одноэтажном здании на теперешней улице Железнодорожной.

Николай Аверьянов считался хорошим специалистом, у него была бронь. Но все же молодой киномеханик и два его помощника ушли на фронт добровольцами. За боевые заслуги Николай был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Победный май встретить ему не довелось: он погиб в ноябре 1944 года.

Дело Николая Аверьянова продолжил приехавший в город в 1942 году Иван Беляев. Он быстро зарекомендовал себя настоящим профессионалом. Иван Васильевич вошел в историю города не только как киномеханик. Именно Беляев готовил специалистов по эксплуатации киноустановок, а в 1947 году возглавил городской отдел кинофикации, созданный в 1945 году.

В том решении горисполкома было прописано, что отдел кинофикации создается в целях улучшения кинообслуживания населения города и прилегающих поселков. Начальником новой структуры на организационный период был назначен товарищ Мокшин. Утверждена и дислокация киноустановок: клуб ОХМК, летний театр, клубы поселков Максай и Аккермановка.

Взлёт, кризис и – уверенный шаг к стабильности

Кинофикация в Новотроицке развивалась быстрыми темпами. 

22 февраля 1959 года был открыт кинотеатр «Луч» на 300 посадочных мест. Его первым руководителем стала Надежда Михайловна Корнюшкина, а сменила ее Клавдия Ивановна Ширкевич. 

2 ноября 1964 года открылся кинотеатр «Север».  Он тоже был рассчитан на 300 посадочных мест. Антонина Евстафьевна Астафьева – его первый директор. 

12 апреля 1972 года – дата открытия кинотеатра «Экран». Это был широкоформатный кинотеатр на 800 посадочных мест. Его возглавила Н.Корнюшкина. В 1980 году «Экран» отнесли к высшему разряду, а в 1986 году ему было присвоено звание «Образцовое учреждение культуры».

27 марта 1982 года – впервые распахнул свои двери кинотеатр «Сталь». Это был двухзальный кинотеатр на 400 и 200 мест. Строительство «Стали» с 1980 года курировала Наталья Геннадьевна Подавалова, ставшая ее первым директором.

В кинотеатрах не только демонстрировали фильмы, но и проводили мероприятия для школьников, эстрадно-развлекательные программы. В частности, в «Экране» проводились творческие встречи с приглашенными звездами – Натальей Крачковской, Натальей Варлей, Михаилом Глузским и многими другими.

В трудных девяностых годах все изменилось. В связи с реорганизацией киноотрасли области 10 февраля 1993 года на базе четырех кинотеатров города было создано кинозрелищное предприятие «Экран». В 1995 году кинотеатры «Луч» и «Север» переданы в муниципальную собственность. С 22 ноября 2006 года кинотеатры «Экран» и «Сталь» стали собственностью ООО «УралФильм». Но успеха делу кинофикации это не добавило. 

28 февраля 2012 года в Новотроицке открылся киноконцертный зал «Молодежный» на 382 места. Это стало шагом вперед к обновленной кинофикации города. Современное 3D видео- и аудиооборудование в «Молодежном» обеспечивает высокое качество просмотра кинофильмов, передавая все спецэффекты.

Внимание, мотор!

Несколько лет назад при поддержке компании «Металлоинвест» в школе № 2 поселка Аккермановка был создан музей кино. Здесь подобрана оригинальная экспозиция, повествующая о фильмах, которые снимались на территории области. Это «Иван Бровкин на целине», «Русский бунт» и «Трио». В 2005 году в Новотроицке режиссер Станислав Говорухин проводил ретроспективные съемки к фильму «Не хлебом единым» в доменном, мартеновском и агломерационном цехах, а также во второй аккермановской школе. Предприятие и поселок выдержали серьезный кастинг. Наш комбинат идеально отвечал представлениям мэтра о производственном металлургическом гиганте. А школа придавала естественную историчность съемкам. В частности, Станиславу Говорухину очень понравилась табличка с указанием года основания учебного заведения – 1938. 

Съемки в цехах комбината шли три дня и запомнились не только металлургам, но и актерам. Так, Виктор Сухоруков с нескрываемым удовольствием рассказывал о своем первом знакомстве с производством:

– Я облазил весь доменный цех. Смело шагал по металлическим лестницам. Разговаривал с рабочими и честно вам скажу: признали меня рабочие, признали. Никто не сказал, что я не похож на директора.

К слову, некоторые металлурги оказались в кадре: их брали в массовку для создания атмосферы производственного процесса. В кадре люди выполняли свои профессиональные обязанности.

– Был такой эпизод, – продолжал делиться впечатлениями актер Сухоруков, – когда на фоне реки расплавленного чугуна я ругаюсь с рабочими. Так вот, Говорухин рассмеялся прямо на съемочной площадке, что с ним очень редко бывает. Уж очень понравилось ему, как рабочие контактировали с «директором», спорили с ним, размахивали руками. А ведь это были не актеры, а настоящие металлурги. 


...Документы, рассказывающие о кинофикации Новотроицка, вызывают большой интерес у всех, кто изучает историю города. Названное в начале статьи решение горисполкома интересно тем, что является своеобразной точкой отсчета не только былых успехов, но и грядущих достижений местного кинопроката и – как знать? – кинопроизводства.

Марина ДЕГТЯРЕВА, 
архивист 2 категории городского архива.