Гвардеец труда. Новотроицк

Людмила Гаврилова: «Такой школы нет нигде»

Школа-интернат всегда выделялась среди других образовательных учреждений города не только тем, что здесь обучаются дети с особенностями здоровья, но и совершенно уникальной атмосферой. Особенный подход к воспитанию детей здесь не ограничивается уроками. Нам стало интересно, как в школе адаптировались к новым условиям обучения.

Людмила Гаврилова: «Такой школы нет нигде»

Особая поддержка при дистанционном обучении

– Пандемия нас подкосила, как и всех, – с ходу отвечает директор учреждения Людмила Гаврилова. – Некоторые ребята подрастеряли знания. Сейчас мы проводим мониторинг, и в учебных программах учителей будут отмечены работы над ошибками, которые нужно будет сделать для ликвидации пробелов знаний.

Тем не менее жизнь в школе продолжалась все это время. Здесь тоже пришлось переходить на дистанционное обучение. Были свои трудности и свои особенности. Так, не во всех семьях имелись технические средства, но постепенно эту проблему удалось решить. Поэтому сбоев в обучении не было.

Особенный подход к детям был обязательным условием и дистанционного обучения тоже. Проводились индивидуальные занятия, с детьми работал психолог.

– У учителя был практически целый рабочий день. С утра объясняет материал детям, а вечером отвечает на звонки родителей, помогая справиться с домашним заданием, – рассказывает Людмила Гаврилова. – На мини-собраниях, которые проводились в мае, мы услышали столько благодарностей от родителей!

Моральная поддержка детей в этот период была особенно важна. Неоднократно директор проводила видеообращения к ученикам, где объясняла, что в учреждении их любят и ждут. И дети чувствовали поддержку. Кроме того, ребятам дважды выдавали пайки на общую сумму 5 тысяч рублей.

По дороге во взрослую жизнь

По окончании 9 классов ребята за два года обучения получают профессиональную подготовку. Сначала было открыто всего четыре специальности. За 10 лет их число увеличилось до восьми: токарь, сварщик, слесарь, плотник-столяр, помощник повара, портной, мастер отделочных работ, социальный работник. 

После окончания первого года предусмотрена месячная практика. Ребенок выходит непосредственно на производство. Если он хорошо себя зарекомендовал, предприятие обращает на него внимание и подает заявку в школу. 

– Очень многие устроились на работу таким образом, – отмечает Людмила Ивановна. – Несмотря на сложную ситуацию, в прошедшем учебном году все наши дети были трудоустроены по своим специальностям. Здесь они получают такие же знания, как и после окончания профессионального училища. Многие удивляются высокому уровню подготовки детей из такой школы. А ребятам очень нравится быть востребованными.

Получать специальность в коррекционную школу-интернат приезжают дети из разных территорий восточного Оренбуржья. Школа тесно контактирует с центрами занятости, многими предприятиями и учреждениями этих территорий.

Профессиональное обучение в коррекционной школе длится два года, а не 10 месяцев, как во многих учреждениях профтехобразования. Это позволяет ребятам лучше освоить материал и получить больше практических навыков. Как отмечает директор школы, именно практические задания ребята выполняют с удовольствием, посещая и дополнительные занятия.

Здесь всё особенное

Большим подспорьем в практической деятельности учащихся является наличие в школе мастерских, отвечающих современным требованиям. 

– Мы уделяем много внимания пополнению оборудования в мастерских. Работать на том, которое не соответствует требованиям на производстве, мы не можем, – убеждена Людмила Гаврилова. – Иначе детям будет сложно адаптироваться. 

Обновлять материально-техническую базу школы и модернизировать мастерские помогает успешное участие в конкурсах. Так, например, коррекционная школа-интернат выиграла грант в размере 300 тысяч рублей в конкурсе «Сделаем вместе!» компании «Металлоинвест», а по нацпроекту «Образование» из федерального бюджета направлено 7,8 млн рублей.

– Такой школы нигде нет, – без скромности заверяет ее директор. – Многие пытаются завести профессиональную подготовку в школах, но, как правило, это рядом стоящее ПУ, куда водят детей. Я считаю, что это плохой опыт. Немаловажно наряду с педагогическим образованием иметь коррекционное. Свой коллектив мы обучили благодаря спонсорской поддержке «Уральской Стали». Поэтому сегодня наши педагоги знают не только, как объяснить материал, но и как найти к ребенку правильный подход согласно его специфическим особенностям.

Учащиеся и педагогический коллектив школы за годы обучения становятся одной большой семьей. Обучаясь в учреждении, ребята получают большую поддержку. Им дают старт во взрослую жизнь и помогают делать в ней первые шаги. Многие потом еще долго обращаются за советом и помощью в школу.

– На базе школы есть социальная гостиная, куда можно прийти и рассказать о своих проблемах, трудностях, – объясняет Людмила Гаврилова. – У нас общество не совсем готово принимать эту категорию детей: не так сказал, не так запросил информацию... Мы обязательно вмешиваемся в эту ситуацию и помогаем решить вопрос. Я слежу за жизнью своих выпускников, но не вторгаюсь, когда они уже крепко стоят на ногах. И всегда радуюсь их успехам. 

Коллектив единомышленников

В нынешней ситуации коррекционная школа, как и все образовательные учреждения, работает, соблюдая все санитарные нормы. Здесь наполняемость классов небольшая – 10-12 человек. Но в учреждении также позаботились о том, чтобы развести классы на переменах и в столовой. 

– Трудность возникла в том, что учителя стали перемещаться по классам, – рассказывает Людмила Гаврилова. – До этого у педагога была возможность проводить с детьми перемены, следить за сохранностью своего класса. Теперь кабинеты закрепили за классами, и это стало невозможно. За 10 минут педагогам приходится перестроиться на другой класс. Поэтому было выделено 3 ставки воспитателей, которые организуют перемены, следят, чтобы технички вовремя сделали влажную уборку, и, если есть необходимость, помогают накрывать на стол.

Как утверждает директор коррекционной школы-интерната, учителя сейчас ограничены в общении. Совещания проводятся через монитор компьютера, собраться, как раньше, в учительской, чтобы обсудить проблемы, поделиться опытом, они уже не могут. Людмила Ивановна очень тепло, «по-матерински» отзывается о педагогическом составе школы: 

– Коллектив замечательный. Все способны решать глобальные задачи. Прекрасная молодая команда завучей, которые четко выполняют обязанности, регулируют работу педагогов, особое внимание уделяется начинающим специалистам. В этом году в школу пришли три учителя, но потребность в специалистах есть. Работа у нас непростая. Не каждый готов отдать себя в жертву. Вот я себя отдала. 40 лет работаю в этой школе, 35 из них – руководителем.

Елена УШАКОВА.