Реклама алкогольной продукции: в строгом соответствии с законом
- Общество
- 15-10-2020 07:02
В последнее время все более актуальной становится тема незаконного распространения рекламы алкогольной продукции. Подробнее об этом рассказывает заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.

Людмила Юрьевна, для начала давайте разберемся, разрешена ли вообще реклама алкогольной продукции?
- Реклама алкогольной продукции допустима, но в строгом соответствии с нормами статьи 21 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе». Стоит отметить, что реклама алкоголя с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции разрешена только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Вместе с тем, в каждом конкретном случае такая реклама должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя.
А безалкогольное пиво можно рекламировать?
- Безалкогольное пиво законодательно не относится к алкогольной продукции, поэтому требования, связанные с рекламой алкоголя, на него не распространяются.
Тем не менее, в рекламе безалкогольного пива должно быть крупно и контрастно указано «0% алкоголя», т.е. должен быть четко виден безалкогольный характер такого напитка.
Если же говорить о распространении рекламы на радио, то реклама безалкогольного пива не предусматривает наличия в рекламе пиктограммы, которая указывает на безалкогольный характер напитка. Данное указание должно быть доведено до потребителя рекламы в аудиоряде рекламного ролика четким и разборчивым голосом.
Нередко на вывесках магазинов встречаются рекламные слоганы «разливное», «пенное»?
- Подтекст устойчивого рекламного выражения всегда агитационный, подводящий к действиям. Его основная функция — создание у потребителей нужного образа продукта, вызов доверия и побуждение к покупке.
Закон о рекламе указывает на то, что реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов; содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды и т.д.
Если говорить конкретно про фразы «пенное», «разливное» и тому подобное, то в случае, если речь идет о специализированном магазине, который реализует именно такую продукцию, вывеска с данным слоганом будет указывать на профиль деятельности данной организации. Законодательством это не запрещено.
В рамках антимонопольного контроля, были ли выявлены нарушения установленных законом норм?
- Да, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В качестве примера, Оренбургским УФАС России было возбуждено дело в отношении индивидуального предпринимателя в части незаконного распространения рекламы алкогольной продукции.
Суть нарушения заключалась в следующем. Несмотря на то, что законодательством реклама алкогольной продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в рассматриваемом нами случае, информация о продаже алкогольных напитков распространялась через панорамное окно магазина, выходящего на улицу.
Это позволяло лицам, находящимся за пределами стационарного торгового объекта, знакомится с ее содержанием, и наоборот, невозможность просмотра рекламы внутри помещения, а это уже является нарушением установленных законом норм.
В данной связи антимонопольным органом было принято решение о признании рекламы алкогольной продукции, размещаемой индивидуальным предпринимателем ненадлежащей и выдано предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Какая ответственность предусмотрена за такие виды нарушений?
Предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для граждан - в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; для должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Последние новости
-
21-02-2025
В Оренбуржье 2025 год начался с роста объемов вводимого жилья
-
20-02-2025
В Оренбуржье ожидается метель, усилится ветер
-
20-02-2025
Всего за неделю мошенники обманули оренбуржцев более чем на 29 миллионов рублей
-
19-02-2025
Вице-губернатор по социальной политике – министр здравоохранения Оренбургской области Татьяна Савинова навестила бойцов, которые проходят лечение в областном центре реабилитации
-
19-02-2025
Теперь на детский телефон доверия можно позвонить по короткому номеру «124»