Гвардеец труда. Новотроицк

Ежегодно в России 30 октября отмечается День тренера.

И тренер, и воспитатель

Ежегодно в России 30 октября отмечается День тренера.

Мы продолжаем рассказывать о людях, чьи портреты в этом году занесены на городскую Доску почета. Светлана Бузыненко – тренер спортивной школы №1. Ее мы застали на поле стадиона, где тренируются ее воспитанники. 

Баскетбол – игра «умная»

– В какой момент вы решили стать тренером?

– Сначала, как многие в 90-е, 2000-е, была предпринимателем, занималась торговлей. А потом одноклассница, которая работала в это время в спорткомитете, пригласила на тренерскую работу. Вот так я и пришла в свою родную школу, где сама занималась баскетболом с 3 класса, где все родное и знакомое. 

– Почему выбрали именно баскетбол?

– Когда была еще школьницей, к нам на урок физкультуры пришел тренер набирать детей в свою группу. Если тренер устраивает ребенка, если он к нему потянулся, значит любой вид спорта будет интересен. Вот мы с подругами и записались.

– У вас уже большой тренерский опыт?

– 10 лет – это совсем не срок. Чтобы подготовить одну возрастную группу и выпустить спортсменов, нужно 7-8 лет.

– По вашему мнению, у этого вида спорта в последнее время есть развитие в Новотроицке?

– Да. В городе появляется больше тренеров, а значит развитие есть.  Нужно отметить, что в баскетбол играют представители многих видов спорта: плавания, бокса... Он отлично развивает координацию. Спартакиады проводятся среди школьников. Сами дети активно играют во дворах и, надо сказать, совсем неплохо играют. 

– Ребенок и его родители оказываются перед выбором спортивной секции. В каком случае стоит отдать предпочтение баскетболу?

– Если ребенок высокий, подвижный, если он готов думать. Баскетбол – игра «умная». Это не мои слова (смеется). На принятие решения вам даются секунды. Если оно принято неверно, то результата в игре не получится. Немаловажным является еще и напряженный труд. С помощью упорства и усердия можно преодолеть многое.

Нет дружбы – нет игры

– В ваших группах дети разных возрастов. Как в этом случае удаётся организовать тренировки?

– Стадион дает возможность всех собрать вместе. Это отличный способ обмена опытом. Поглядывая на старших, младшие ребята начинают подражать им. Упражнения, в принципе, у них одни и те же. Старшим немного усложняем задания и увеличиваем дозировку упражнений. А вот в зале со всеми приходится заниматься отдельно.

– Как вы настраиваете команду перед игрой?

– Примерно за два часа до игры обязательно собираемся вместе. Все разбираем до мелочей, в том числе игру соперника. Тогда ребенок понимает задачи и выходит на поле более уверенным.  Дается установка на игру. Кроме того, я прошу девчонок за час до игры вообще все веселье убрать. Смех – это, конечно, хорошо, но ребенок расслабляется и теряет концентрацию. Поэтому никакого веселья, установка – и в бой! 

– Когда ситуация критическая, игра почти проиграна, что может помочь?

– Конечно, не хочется, но иногда приходится и прикрикнуть (смеется). Бывает, совсем меняю игрока, даю ему прийти в себя. Если игра менее ответственная, выпускаю начинающих спортсменов, чтобы они тоже умели чувствовать ответственность.

– Спасти положение игры возможно?

– Возможно. Бывает, возьмешь минутный перерыв, объяснишь спортсменам, что это игра и на площадке с ними такие же дети. Они все осмыслят и возвращаются на поле. Но и без поражений тоже не обойтись. Проигрывать нужно всегда достойно, в борьбе. Любой проигрыш заставляет задуматься и работать над ошибками.

– Когда возникают конфликтные ситуации, как вы их решаете?

– Каждый приходит в секцию со своим характером. Этим и сложны командные виды спорта. Раньше нас воспитывали коллективизму, и мы в секции приходили немного другими, более дружелюбными, что ли. Надо уяснить: пока не будет дружбы, уважения, не будет и игры на площадке. Тогда начинать что-то серьезное не имеет смысла, ведь у нас командный вид спорта. Все мы разные: кто-то больше умеет, кто-то меньше, кто-то стесняется, а кого-то, наоборот, «заносит» от успеха. Поэтому каждый год стараюсь вывозить детей в лагерь, на сборы – вот там они сплачиваются, начинают понимать друг друга. И уже после первого года они меняются.

– Сегодня тренировка закончилась хором произнесенной фразой «Мы – команда!». Всегда так происходит?

– Да, это ребят сплачивает, и они чувствуют себя частью единого целого.

– На тренировках вы обращаете внимание на жалобы детей? 

– Все зависит от жалобы. Если это что-то незначительное — не жалею, не заостряю на этом внимания, умылся и в работу. Жалость расслабляет детей (пусть лучше дома родители их жалеют). Упала в игре – встала и побежала дальше. 

Только спорт, только тренер

– Вы совмещаете две должности: тренера и инструктора-методиста. Чем заниматься интереснее?

– Конечно, тренерская работа интереснее. Здесь живое общение, дети развиваются, и я меняюсь вместе с ними. Инструкторская работа – больше бумажная: новые правила, положения и так далее.

– Каким было ваше первое спортивное достижение?

– Это была победа на Первенстве области и участие в зональных соревнованиях Первенства России. Мы заняли тогда 5 место.

– Как тренер, к какому результату вы стремитесь?

– Хочу стать профессиональным тренером. Дети вырастают и заканчивают спортивную деятельность, но тренерская работа – это не только обучение какому-то виду спорта, но и воспитание. И хочется, чтобы ребята вспоминали о нас с теплотой.

У нас сейчас строят тартановые волейбольную и баскетбольную площадки, а также площадку для пляжного волейбола. Это здорово! С экипировкой нам очень помогла ЮУГПК. За это спонсорам отдельное спасибо. Когда мы поехали на полуфинал Первенства России, у каждого спортсмена был только один комплект игровой формы. Предприятие помогло, и уже в финале в Москве у нас появилась новая форма.

– С каким результатом выступили в финале?

– Мы заняли 15 место. Казалось бы, результат скромный, но не для нас. Мы стремились к этому 4 года. И надо было видеть, как девчонки заходили в поезд! Гордо, как будто они стали победителями. Ведь это совершенно другой уровень профессионализма игроков. Это результат их большого труда.

– На ваш взгляд, что в первую очередь является показателем работы хорошего тренера: увеличение числа детей в группе или количества наград?

– Думаю, что увеличение количества детей. Когда к тебе идут ребята, значит кто-то остался доволен твоей работой и дал рекомендацию. Тогда ты становишься востребованным тренером. А награды – это уже азарт тренера и детей, их совместная работа.

– Если не баскетбол, то что?

– Даже представить не могу. Только спорт, только тренер.

Елена УШАКОВА.