Гвардеец труда. Новотроицк

Не паниковать, а сотрудничать!

Дистанционное обучение – кошмар родителей, отчаяние детей, испытание для педагогов. Вынужденная мера, к которой пришлось прибегнуть из-за пандемии коронавируса. Дистант сегодня не ругает разве что ленивый: порталы висят, ссылки от учителей не открываются, проблемы с доступом, проблемы со временем.  Что же делать, чтобы удаленка не была мучением? Психологи говорят: помимо самой ситуации, огромное значение имеет отношение к ней. 

– Мы должны понимать, что это другая форма обучения, не такая, к какой все мы привыкли. Представим, что людей учили быть водителями трамвая. А потом оказалось, что ехать по рельсам больше нельзя. Но от точки А до точки Б детей надо доставить. Сделать это с наименьшими потерями – наша общая задача, и мы на ходу перестраиваемся, – говорит педагог-психолог школы №13 Вероника Чижикова. – Судя по откликам, которые поступают сейчас от родителей, главная проблема в том, что им теперь, по их мнению, приходится исполнять  роль то учителей, то учеников. Ни то, ни другое делать не надо. Важно понимать: учителя продолжают выполнять свою работу, только в новом формате. А родители должны оставаться родителями. Дети – учениками. Всем участникам образовательного процесса необходимо время на адаптацию. И надо быть готовыми к тому, что сил при этом будет потрачено больше, а результат по успеваемости может оказаться ниже. Сейчас от всех требуется одно – сотрудничество.

Сотрудничество и никакой паники. Потому что паника, как и вирус, тоже заразна. Дистанционное обучение требует самодисциплины, усидчивости и терпения. Но выясняется, что многие дети не умеют сами разбирать материал и планировать своё время.

– Наверняка и раньше у ребенка  были эти проблемы, но они были в школе, а теперь родители увидели их дома. Задача мам и пап – помочь ребенку в организации учебного процесса, – подчеркивает Вероника Геннадьевна. – Важное значение имеют простые вещи: режим дня, порядок на столе, отсутствие постороннего шума во время уроков.  Все это позволяет ребенку быть более внимательным, более собранным. Надо создать ему для обучения зону комфорта – удобное рабочее место, хорошее освещение, обеспечить компьютером, планшетом или телефоном.

Но что делать, если ребенок категорически отказывается  учиться – не выполняет задания, жалуется, что не понимает, впадает в истерику? Прежде всего, успокоиться самим и ни в коем случае не кричать, не высказывать оценочных суждений, уверена психолог. Потому что резкая критика и  негатив вызывают отторжение и создают барьеры. Помощь – в позитивном настрое и готовности поддержать.

– Надо дать ребенку высказаться, выслушать его, спросить, чем вы можете помочь, предложить сделать вместе (не за него!) – проявить интерес и заинтересовать. Не диктовать, не доминировать, а дать ребенку раскрыться и проговорить то, что необходимо сделать, – советует Вероника Чижикова. – Это придаст ему уверенности, снизит напряжение и мотивирует на учебу.

В условиях дистанционного обучения для родителей должны действовать три правила: оставаться родителями, не пытаясь никого заменить, упростить жизнь и не ставить перед собой и детьми больше обязательств, чем обычно. И самое главное: опираться на здравый смысл – не торопиться делать выводы, не переходить на эмоции, а прежде чем что-то делать, остановиться, подумать и только потом действовать. 

Анна СИМОНОВА.