Надежда ГУЗИЕНКО, председатель общественного совета при главе муниципального образования город Новотроицк, председатель городского комитета профсоюза работников образования.
Почему В.Путин дает мало обещаний, а больше разъясняет, какая стратегия у Правительства, как будем действовать? Потому что понимает: какие-то вопросы требуют времени. И стране не нужны резкие колыхания, необходима устойчивость. Мне понравилось в статье, что делается акцент на труде, человеке в сфере труда, каково его «социальное самочувствие». Потому что труд определяет наше все: материальное состояние, взаимоотношения, ощущаем ли мы себя как личность.
Такой диалог между профсоюзом, работодателем, государством закреплен в Трудовом кодексе. Это самая главная идеология в трудовых отношениях, которую мы должны исповедовать. Она у нас сегодня на таком уровне, что работодатель всегда прав. Государство – арбитр. Профсоюзы как представители работников что-то пытаются делать, но зачастую похожи на просителей. А работодатель не обременяет себя обещаниями и заботами, закрепленными коллективным договором, дескать, нет финансовых возможностей, и ему ничего за это не будет. Грубо будет сказано, но они у нас непуганые. Мы завидуем американцам, какие у них сильные коллективные договоры, как много по ним делают работодатели. А их научил горький опыт. Когда в годы великой депрессии предприятия не работали месяцами, миллионы людей встали, работодатель пошел на переговоры. Своим коллегам я всегда говорю: мы должны быть в хорошем смысле злыми, уметь убеждать так, что, если не сделаешь, тебе же будет хуже, понесешь огромные убытки. Государство должно применять меры принуждения в отношении работодателей, чтобы у нас был социальный мир. И в статье правильно говорится, что многое определяет настроение людей, как складываются их трудовые отношения.
26 января 2012 года губернатор Юрий Берг подписал постановление «О взаимодействии органов государственной власти, работодателей и профсоюзов в сфере труда». Там четко сказано: надо содействовать развитию социального партнерства, постоянно вести диалог, через коллективные договоры, соглашения регулировать эти вопросы.
Демократия должна развиваться, но от написанных слов ничего не изменится – нужны механизмы, и продумывать их надо совместно. Такая возможность есть у трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (у нас в городе она была создана одной из первых в области). Значение их повышается. Правительство сейчас говорит нам: договаривайтесь сами. А мы все ждем, когда за нас подумают президент, правительство, пришлют нам бумаги, а мы их только выполним. Нам говорят: учитесь вести диалог. Пример: правительство установило минимальный размер оплаты труда 4 300 рублей, а дальше сами договаривайтесь, ищите возможности. Например, в Башкирии давно МРОТ 5 500 рублей. У нас пока нет финансовых возможностей, но заработную плату педагогам, врачам, работникам культуры повысили, за что мы боролись.
Элементы демократизации в городе все-таки появились. Одним из первых в 2002 году у нас создан общественный совет при главе города, куда вошли представители различных конфессий, общественных организаций, партий. Тогда по инициативе общественного совета родилась инициатива «Посылка солдату». У нас должно быть больше дел, которые могут сплотить. Если сделали что-то вместе: разбили газон, отремонтировали подъезд, убрали двор – то по-другому, по-дружески относишься к тем, кто рядом с тобой, то есть обеспечили в городе, стране спокойствие и мир.
Сегодня статус общественного совета, общественных организаций поднялся. Изменения в законодательстве теперь позволяют им представлять интересы людей в судах любого уровня, чего раньше не было. Это тоже элемент развития демократии.
Много и в нашей жизни хорошего, того, что надо сохранить, и перенять новые свежие мысли. А государство должно стать устойчивым стержнем, которое будет вбирать в себя все позитивное, передовое, что идет от людей, осмысливать, прокладывать правильный курс и нести при этом ответственность за принятые решения.