Аспекты реализации системы менеджмента качества в ОАО «НЦЗ»
СМК внедрена - что дальше?
С завершением внедрения СМК начались будни. Зачастую они оказываются еще труднее, чем само внедрение системы, т.к. предприятие, как динамичная организационная структура, подвержено воздействию различных внешних и внутренних факторов (общество и происходящие изменения в нем, законодательные требования, требования персонала и клиентов, а также иные факторы). Поэтому возникает необходимость постоянного анализа результативности СМК и приведения ее в соответствие с изменяющимися обстоятельствами.
В установленные промежутки времени, согласно утвержденным графикам, проводятся внутренние аудиты в подразделениях предприятия, направленные на подтверждение соответствия системы управления процессом требованиям стандарта, для проведения которых привлекаются заранее подготовленные, обученные по стандарту ISO специалисты завода.
Своего рода экзамены предприятие сдает при проведении внешнего аудита, который проводится ежегодно с направлением на завод ведущих аудиторов компании BSI.
Наличие сертификата о соответствии действующей СМК требованиям стандарта ISO 9001 характеризует предприятие как достойного партнера. Производство цемента с высоким качеством при условии предоставления конкурентоспособной цены дают преимущества на современном рынке продаж.
Помня о первом принципе системы менеджмента качества (СМК) «ориентация на потребителя», мы выстраиваем процессы деятельности организации таким образом, чтобы знать, чего хочет и насколько удовлетворен тот самый потребитель нашей продукции. С целью получения информации от потребителей о качестве выпускаемой продукции ведется периодический мониторинг с помощью опросов и анкетирования.
В число базовых принципов любой СМК входит принцип «вовлечение работников». Реализация именно этого принципа требует немало энергии, знаний, сознательности и ответственности. Именно этот принцип менеджментом предприятия был выбран при подборе внутренних аудиторов. В эту группу входят: Л.Сурначева, О.Коротких, Н.Слободяник, А.Зайцева, Н.Литвиненко, О.Борисова, Е.Коштур, И.Бессонова, Ю.Сотрихина, Е.Карась, Т.Воронина, С.Браун, М.Ломакина, Е.Котельникова.
Менеджмент предприятия с полной уверенностью констатирует, что группа внутренних аудиторов, созданная из числа специалистов завода с нелегкой задачей справляется, результаты их вклада в результативность СМК налицо. Слова благодарности за результат своей деятельности они заслужили по праву.
Компетентность аудиторов играет огромную роль в том, что персонал ОАО «НЦЗ» к процедуре внутреннего аудита относится позитивно. В первый год, получив программу аудита, отдельные руководители приходили в отдел менеджмента качества с обидой – почему именно их будут проверять? Приходилось успокаивать, объяснять. Буквально на следующий год ситуация изменилась – ряд руководителей приходили и спрашивали, почему их подразделение не включено в программу внутреннего аудита.
Понимая, что все и сразу улучшить невозможно, в первый год проверок мы сделали упор на наведении порядка в документообороте. В настоящее время особое внимание уделяется процессам планирования, контроля качества выпускаемой продукции и анализа со стороны руководства.
Отзывы о СМК:
Ольга Коротких, начальник отдела информационных технологий:
«За 5 лет функционирования СМК на предприятии внутренний аудит является средством повышения эффективности СМК. Возросла компетентность внутренних аудиторов. При проведении внутренних проверок создается плодотворная обстановка, отсутствует давление на проверяемых. Это способствует преодолению психологического барьера: внутренний аудитор пришел не критиковать и искать несоответствие в подразделении, а помочь собрать и систематизировать сведения, для того, чтобы найти резервы, которые позволят повысить результативность системы».
В ОАО «НЦЗ» внутренний аудит позволяет не только проводить оценку соответствия СМК, но и представляет прекрасную возможность для обмена опытом. В результате информационное общение стало более продуктивным. Сотрудники привыкают к порядку, понимают значимость аудита, а главное - осознают значение «работы в одной команде».
Людмила Асанкина, начальник ОТК:
«Стабильное качество цемента, его высокие потребительские и эксплуатационные характеристики обеспечиваются не только наличием технологического оборудования и технологическим процессом. Главное требование - это правильное планирование и жесткий контроль на каждом этапе производства продукции. Отсутствие обоснованных претензий от потребителя на качество выпускаемой заводом продукции – главная оценка системы».
ОАО «НЦЗ» не останавливается на достигнутом результате, проводит постоянную работу по улучшению функционирования процессов СМК, улучшению качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг. Конечно, нужно отдавать себе отчет, что любая, даже идеальная система менеджмента качества не может гарантировать безошибочного функционирования предприятия. Всегда возможны непредвиденные, не предусмотренные в системе, так называемые нештатные ситуации. Чем хороша и полезна система менеджмента качества при этом? Прежде всего это – систематической деятельностью, в том числе по предупреждению возможных проблем, выработке, методов и приемов управления, которая может в максимальной или, по крайней мере, достаточно обоснованной степени предотвратить возникающие проблемы.
Ирина ВАСЬКИНА, директор по качеству ОАО «НЦЗ».