Гвардеец труда. Новотроицк

Город начинается с вокзала

14 декабря 1955 года вокзал Новотроицка был пущен в эксплуатацию, и это событие стало знаковым для всего города, ознаменовав его переход на качественно новую ступень развития. Богата и интересна 65-летняя история новотроицкого вокзала, но сегодня не  об этом пойдет речь, а о том, что предшествовало его появлению. 

Город начинается с вокзала

Сначала было не до удобств

Конечно, пассажирские перевозки занимают особое место в работе железной дороги, однако не ради них изначально прокладывались рельсы в глубинку. Поначалу персонал первых железнодорожных станций занимался, главным образом, обслуживанием «товарняков». Станция Халилово, появившаяся в начале прошлого века, не являлась исключением. Создание удобств для пассажиров, встречающих и провожающих, не было главной задачей коллектива. То же самое можно сказать и о  людях, которые трудились  на железной дороге в тяжелейших условиях военного времени. «Только до конца первого года войны Ново-Троицк принял 1016 вагонов с оборудованием, – читаем мы в посвященной истории города книге «Юбилей на пороге века». – Прибывающие эшелоны с оборудованием разгружались на так называемом «эвакоскладе»… где имелись подъездные пути, один маневровый паровоз «кукушка» и два паропутевых подъемных крана. Люди сменяли друг друга, но не уходили, пока полностью не заканчивали разгрузку эшелонов». 

Старенький вагон больше не устраивал…

Рожденный в победном сорок пятом, Новотроицк развивался уверенно и быстро. На строительство комбината съезжалась молодежь практически со всей страны. К молодым людям периодически приезжали родственники, друзья. Да и сами новотройчане выезжали из города – навестить близких или по делам. «Пассажирская» нагрузка на железнодорожную станцию постоянно возрастала. Требования к качеству обслуживания повышались. 

Вот перед нами – решение Исполкома Ново-Троицкого городского Совета депутатов трудящихся от 27 декабря 1949 года «Об улучшении обслуживания пассажиров на железнодорожной станции Ново-Троицк». Среди указанных в нем недостатков следующие: зал ожидания и касса размещены во временно приспособленном помещении, а именно – в землянке. При станции нет буфета, а территория ее недостаточно освещена. За отсутствием иных перспектив решения проблемы, народные избранники согласились на установку двух вагонов под зал ожидания к 1 января 1950 года. Таким образом, объекты, выполнявшие функции вокзала, в то время в Новотроицке имелись, однако уже в начале пятидесятых они перестали устраивать и пассажиров, и городские власти.

В феврале 1952 года этот вопрос был поднят на очередном заседании Исполнительного Комитета Ново-Троицкого городского Совета депутатов трудящихся. В частности, было отмечено, что «пассажирский вагон, временно приспособленный под вокзал, не утеплен и не оборудован, по своему размеру недостаточен. У кассы образуются большие очереди». Еще один немаловажный «минус» – плохое освещение самого вокзала и платформы станции. К тому времени уже  велись работы по оборудованию временного вокзального помещения в одном из нижних этажей строящихся домов. Но по целому ряду причин такое решение было приостановлено. И к февралю депутаты, выражая горячее желание  горожан, были настроены на шаги кардинального характера. Второй пункт их решения гласил: «Просить Исполком Облсовета депутатов трудящихся понудить начальника Управления Оренбургской дороги решить вопрос о помещении вокзала на станции Ново-Троицк; организовать при станции Ново-Троицк багажное отделение, камеру хранения и справочное бюро». Также здесь планировали открыть пост охраны.

И дело пошло!

16 апреля 1952 года депутаты ознакомились с техническим проектом развития станции Ново-Троицк. Народные избранники видели достойным вариантом для города двухэтажное здание вокзала. Депутаты твердо стояли на своем, отклонив типовой проект здания на 110 пассажиров, поскольку «набор помещений вокзала не соответствует перспективам развития промышленного города с населением до 85 тысяч человек». Не поддержали они  и идею строительства временного вокзала. Так, в решении Исполкома от 25 июня 1952 года сказано: «Строительство временного вокзала отклонить и просить Исполком Областного Совета возбудить ходатайство перед Министерством Путей Сообщения СССР о постройке в 1953 году постоянного вокзала».

13 февраля 1953 года городская архитектурная комиссия, заслушав доклад автора проекта, постановила: «из 2-х вариантов, представленных Днепрогипротрансом, согласовать первый вариант проектного задания вокзала на 200 пассажиров». При этом архитектурная комиссия указала проектировщику на необходимость учесть целый ряд замечаний, например, «пересмотреть планировку касс с тем, чтобы получающие билеты не мешали проходу пассажиров в зал ожидания», «предусмотреть гардероб при ресторане», «камеру хранения в подвале разместить с расчетом, чтобы она не находилась под санузлом I-го этажа».

Также нельзя не отметить, что в заключении по проектному заданию вокзала и планировке привокзальной площади было сказано: «Вокзал нужно запланировать не менее чем на 200 пассажиров на первую очередь строительства и при этом учесть расширение здания вокзала на полный расчет до 400 пассажиров». Автором проекта новотроицкого вокзала стал архитектор «Днепрогипротранса» Самодрыга, в плотной связке с ним работала главный архитектор города Нина Тильман.

Нина Иосифовна и депутаты четко отслеживали каждый этап работ по проектированию вокзала. Большой интерес с этой точки зрения представляет переписка между городскими властями и проектировщиками. 

«Обращаем Ваше внимание на то, что при указанной нами привязке вокзала (32-35 метров до стены от красной линии Советской улицы) в утвержденный Министерством Путей сообщения технический проект не требуется вносить никаких изменений и корректив. Необходимо также учитывать, что в кварталы, выстроенные по проекту «Ленгипрогора», уже вложены очень значительные средства… Горисполком просит ускорить уточнение рабочих чертежей с тем, чтобы быстрее осуществить строительство вокзала», – такое сообщение в октябре 1953 года отправили председатель Горисполкома Т. Майорова и главный архитектор города Н.Тильман сразу трем адресатам:  начальнику «Днепрогипротранса», директору «Ленгипрогора» и главному инженеру Управления Оренбургской железной дороги. 

«Гвардеец труда» регулярно писал о строительстве нового вокзала

Город с нетерпением ожидал появления вокзала. Это событие виделось новотройчанам в высшей степени знаменательным. Такой вывод можно сделать из статьи «На строительстве нового вокзала», опубликованной в газете «Гвардеец труда» 20 июня 1954 года. «На Советской улице начато строительство пассажирского железнодорожного вокзала, – писал корреспондент М. Георгиев. – Это будет красивое архитектурно оформленное здание с просторным залом… буфетом, служебными помещениями. 

Новый вокзал должен быть построен и сдан в эксплуатацию в сентябре нынешнего года… Почетный долг строителей – вовремя построить вокзал, чтобы пассажиры могли культурно и в благоустроенном здании провести время в ожидании поезда».

Однако не все шло гладко. В силу целого ряда объективных причин сроки не выдерживались. 10 ноября 1954 года на заседании Исполнительного Комитета городского Совета депутатов трудящихся обсуждался вопрос «О ходе строительства вокзала». Народные избранники отмечали, что строительство идет крайне медленными темпами: «До сих пор не закончена кирпичная кладка. Отсутствуют необходимые материалы.  Не размещены заказы на изготовление металлических решеток, ворот и калиток перронных ограждений, не начаты сантехнические работы». 

И все же строительство вокзала уже выходило на финишную прямую. И на том же самом заседании депутаты вынесли решение: «Просить начальника управления Оренбургской железной дороги товарища Задорожного принять меры к обеспечению вокзала мебелью – зала ожидания, ресторана, комнаты матери и ребенка, парикмахерской, камеры хранения – к 1 апреля 1955 года. К этому же сроку предусмотреть и необходимые штаты».

Город обрёл новое лицо

7 ноября 1955 года в местной газете «Гвардеец труда» была опубликована статья «Новый вокзал в Ново-Троицке». В ней – нескрываемое восхищение новым объектом: 

«При въезде в город невольно приковывает внимание красивое здание с лепной надписью «Ново-Троицк». Фасад трехэтажного здания вокзала украшен лепным циферблатом, барельефом дружбы народов и эмблемами голубя мира.  Вокзал имеет пассажирский зал, комнату матери и ребенка, справочное бюро и радиоузел, комнату кондукторских бригад, парикмахерскую и другие служебные и бытовые помещения». В материале также отмечалось, что строители вокзала дали слово приложить все усилия с тем, чтобы к 38-й годовщине Октября здание было подготовлено  к сдаче. 

Акт о приемке нового здания, столь значимого для всего города, был утвержден решением Исполкома  Ново-Троицкого Совета депутатов трудящихся от 14 декабря   1955 года.

Марина ДЕГТЯРЕВА, 
архивист МКУ «Архив»  муниципального образования город Новотроицк.