Гвардеец труда. Новотроицк

Александр Цирлинсон: «Юбилей – не повод унывать!»

22 декабря исполнилось 85 лет со дня рождения известного новотроицкого поэта, члена Союза писателей России Александра Матвеевича Цирлинсона.

Александр Цирлинсон: «Юбилей – не повод унывать!» Александр Цирлинсон: «Юбилей – не повод унывать!» Александр Цирлинсон: «Юбилей – не повод унывать!» Александр Цирлинсон: «Юбилей – не повод унывать!» Александр Цирлинсон: «Юбилей – не повод унывать!» Александр Цирлинсон: «Юбилей – не повод унывать!» Александр Цирлинсон: «Юбилей – не повод унывать!»

От любви к книгам – к творчеству

Родился он в 1935 году в городе Запорожье. Детство и юность провел в Новокузнецке. В школе Александр Цирлинсон учился средне, но благодаря друзьям познавал мир через музыку и чтение. У одного из ребят была огромная фонотека, у другого – хорошая библиотека. Это дало толчок не только к познанию, но и к творчеству.

В 1966 году Александру Цирлинсону предложили возглавить только что созданную городскую литературную группу. Юные Геннадий Красников и Анатолий Тепляшин уже тогда заявили о себе талантливыми стихами. С тех пор их всех связывает большая творческая дружба.

1980 год резко повернул судьбу Александра Матвеевича – и трудовую, и творческую. Он перешел из проектного отдела НЗХС в цех № 2 и стал аппаратчиком. Одновременно произошел резкий творческий подъем: первая публикация в альманахе «Поэзия», публикации в коллективных сборниках, работа над переводами национальных поэтов. Творчество Цирлинсона не вписывалось в поэзию молодых, но и не относилось к маститым и известным авторам. Он так и шел особняком, со своим негромким, но проникновенным поэтическим голосом.

Поэт силён и в физкультуре

– Свои первые стихи я написал накануне тридцатилетия, когда уже жил в Новотроицке, – вспоминает Александр Матвеевич. – Почему-то их сразу стали печатать в городских и областных газетах. Я почувствовал себя поэтом и стал запоем… писать стихи. Пожалуй, самую большую роль в моем литературном становлении сыграл новокузнецкий поэт и архитектор Вениамин Безруков, мой товарищ по проектному институту, где я работал в электротехническом отделе. Безруков ввел меня в мир поэтических образов Пастернака и Цветаевой, Мандельштама и Ахматовой, познакомил с творчеством поэтов военного поколения: Самойлова, Левитанского, Межирова. Я стал много читать и осмысливать прочитанное. Естественно, более строго относиться к своим, да и к чужим стихам.

В мае 1987 года меня неожиданно избирают председателем городского Совета Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсою-

зов. Сказалась постоянная и активная общественная работа в коллективе физкультуры завода. Проработал до полного развала Советского Союза, под обломками которого развалилось и мое спортивное общество. Мне предложили должность директора спорткомплекса родного завода хромовых соединений, которую я занимал до конца 1995 года. Думаю, что поработал в спорте неплохо, потому что в 1996 году получил знак «Отличник физической культуры и спорта России».

– С тех пор я, можно сказать, профессионально занимаюсь творческой работой, – говорит А.Цирлинсон. – За это время написано несколько сборников стихотворений, издана книга сонетов Уильяма Шекспира в моем переводе, подготовлено несколько спортивных книг, книга о культуре и искусстве нашего города, буклеты об известных новотройчанах и оренбуржцах. За 10 лет сотрудничества с композитором Василием Афанасьевым написано около 50 песен, многие из которых – в репертуаре местных вокальных групп и исполнителей.

55 лет  творческого пути

За прошедшие годы изменилась и работа литературного объединения. Если в самом начале поэты собирались на творческие вечера, то теперь проводятся индивидуальные консультации – быть поэтом сейчас мечтают немногие. Рассуждая о современной творческой молодежи, Александр Матвеевич отмечает поверхностность и нежелание работать над словом, рифмой. Но при этом – непоколебимую уверенность в своих силах и невосприимчивость к критике.

– Я пытаюсь донести до начинающих поэтов главную мысль: стихи обязательно должны пропагандировать что-то высокое, иметь социальную функцию. Иначе – это простое рифмоплетство! –  искренне негодует Цирлинсон. – Есть и другая проблема: сейчас совершенно негде печататься. Периодические издания давно перестали публиковать литературные страницы, журналы стали сплошь частными, а за свои деньги издаваться может далеко не каждый. Казалось бы, выход есть – Интернет. Но сюда, к сожалению, «сливать» свои творения может каждый, поэтому действительно талантливому автору легко затеряться среди бездарностей.

Сейчас, несмотря на возраст, выражение «молод душой» наиболее  точно характеризует этого интереснейшего человека. Где бы он ни появился, вокруг сразу собираются люди: легкий и обаятельный в общении, Цирлинсон одновременно отличается начитанностью и эрудированностью, а его тонкое чувство юмора и самоирония раскрывают рассудительного и думающего человека.

Несмотря на то, что стихи Александр Матвеевич начал писать лишь в тридцатилетнем возрасте, поздний старт компенсировался многолетним творческим трудом. Цирлинсон – автор книг стихотворений: «Осенняя нежность», «Часы благополучия», «Вечная смута», «Високосный год», «Надписи на книгах», «Пока любовь во мне живет», «Взор», «Из общих тетрадей», «Реминисценции» и многих других. Член Союза писателей России с 1996 года.

Юбилейный год богат на книги

К своему юбилею Александр Матвеевич подготовил книгу избранных стихотворений «Прохожий, посмотри в мое окно». В предисловии к однотомнику наш земляк, поэт и публицист Геннадий Красников пишет: 

«Эта книга – настоящая  поэтическая исповедь, в которой есть и поэтические взлеты, вершины, и маленькие философские и ироничные шедевры, и проходные стихи, но все они нужны и все на месте. Это как дневник, как погода за окном, как смена настроений, как крупные и мелкие, боковые музыкальные темы в симфонии… И в этом смысле – книга полифонична, со своей внутренней смысловой хронологией, даже со своей осенней (к концу книги), заунывной, как звук осенней мухи в паутине, нотой… В этом есть своя прелесть, свое очарование, своя правда, искренность, даже детская наивность… Особенно грустно было читать ранние стихи, которые я так хорошо помню и знаю, защемило сердце, словно я снова вернулся в детство, в юность, в те времена – чистые, бедные, счастливые… Очень сильные стихи пошли в 90-е годы, философские, свежие… Потом влияние переводов Шекспира – от него много стихов в сонетной форме… И 2000-е годы – почти что чеховская повесть: «Скучная история»… Тонкая грусть, тонкая ирония, которая, словно маленькое жалящее пчелиное жальце, застрявшее в прозрачном меду, задевает душу... Одним словом, хорошая и на долгие времена будет эта книга!..»

В этом году Александр Матвеевич уже выпустил две книги к юбилею города – «Новотроицк спортивный» и «Новотроицк шахматный», где подробно рассказал о выдающихся спорт-

сменах и шахматистах нашего города, развитии и становлении спортивных секций и клубов. Помимо этого, нынешней осенью вышла антология стихов «Ветер полей золотых» под редакцией Геннадия Красникова. В антологии – произведения 12 авторов. Александр Цирлинсон и Анатолий Тепляшин представляют в сборнике город Новотроицк.

Кстати, в канун 75-летнего юбилея А.Цирлинсон был награжден Благодарственным письмом губернатора «За большой вклад в развитие литературного творчества Оренбуржья».

Марина МУРОМЦЕВА.
Фото из архива А.Цирлинсона.