10 января в нашей области стартовала профилактическая операция «Снегоход». Ее инициатором явилось областное министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, в структуру которого с 2006 года входит инспекция Гостехнадзора. На основании его рекомендаций в городе создана оперативная группа в составе инспектора Гостехнадзора, охотоведа Гайского района, инспектора ГИБДД, инспектора по охране природы и налогового инспектора под руководством первого заместителя главы города. Подобные группы созданы не только в Оренбуржье, но и во всех регионах, поскольку операция имеет статус всероссийской.
Основной причиной ее проведения является то, что, несмотря на принимаемые меры, в области не прекращаются случаи нарушения правил эксплуатации внедорожных мотосредств (мотосани, мотонарты, снегоходы и т.п.). Указанная техника собственниками (владельцами) не регистрируется. Лица, управляющие машинами данной категории, не имеют на это соответствующих прав. Техническое состояние используемых машин зачастую создает реальную угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также окружающей природной среде.
Следовательно, основная цель операции -- обеспечение выполнения установленных требований технического состояния, безопасности движения, техники безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации внедорожных мотосредств, а также правил регистрации и допуска к управлению ими. Снегоход, как и машина, является транспортным средством, и для того, чтобы управлять им, нужно пройти специальное обучение и получить права.
Дорогие игрушки то и дело становятся причиной бесконечных несчастных случаев. Примеры из Тверской области: в середине декабря в Калязинском районе под лёд провалился местный житель, задумавший пересечь едва подмёрзшую речку на мотовездеходе. Спасти смельчака не удалось, транспорт моментально ушёл под воду. А вот двум жителям посёлка Пено повезло больше. В новогодние праздники они рискнули прокатиться на снегоходе по тонкому льду озера Волго, который не выдержал тяжелую технику. Мужчины были вовремя выловлены спасателями и госпитализированы с обморожениями. Что же это — нехватка адреналина, безответственность или халатное отношение к собственной жизни — сказать сложно. Но такие истории, к сожалению, повторяются из года в год!
Есть еще один немаловажный фактор -- хищение. В Екатеринбурге обезврежена преступная группа, на протяжении полутора лет терроризировавшая всю область. Следователи выяснили, что «снегоходчики» воровали технику, как на заказ, так и для того, чтобы потом продать через знакомых или Интернет. Цена составляла 120-150 тысяч рублей за единицу техники. Полицейским удалось вернуть владельцам четыре из десяти снегоходов, а также квадроцикл. Эту партию краденого правоохранители задержали на выезде из Екатеринбурга. За невозвращенные машины ворам придется рассчитаться. Совокупный ущерб оценивается в три миллиона рублей.
Не забудьте зарегистрировать свой снегоход. Поскольку машина подлежит обязательной государственной регистрации, не пренебрегайте данной процедурой, невольно при этом становясь нарушителем. Помните, реализовать украденный зарегистрированный снегоход гораздо сложнее, поскольку его данные автоматически распространяются во всей информационной базе Гостехнадзора, а поиски его при этом значительно упрощаются. Зачастую угонщики отказываются от своих намерений только по причине наличия государственной регистрации объекта посягательства. С другой стороны, сложнее доказать факт собственности на транспортное средство, не имеющее регистрационных документов. Исполнение законов в данном случае способствует сохранности имущества.
Ну а теперь цена вопроса: ОСАГО не обязательно, если Вы не предполагаете становиться участником дорожного движения (хотя были случаи ДТП при пересечении снегоходами автодорог). Налог в 25 рублей с лошадиной силы (при мощности до 40 л. с.) в пределах тысячи рублей, приобретение же более мощных машин нецелесообразно по их весу, расходу топлива, плохой проходимости и управляемости и цене более полумиллиона рублей. Регистрация и техосмотр также остались в прежних пределах. Так ради чего идти на нарушение? Всего законопослушных собственников машин в Новотроицке почти 50 человек, но еще примерно столько же не утруждают себя проведением процедуры регистрации и техосмотра и пользуются машинами на свой страх и риск, не имея допуска к управлению ими. Нарушителей не пугают слишком либеральные штрафы, не пересматривавшиеся более 10 лет, но есть еще статья 19.5. (невыполнение предписания), по которой суд может вынести решение о штрафе в десятки тысяч рублей, так не стоит загружать и без того перегруженных работой судей. И еще напоминаю -- охота с использованием снегоходов запрещена (исключение - промысловая охота на волков).
Операция «Снегоход» - мероприятие плановое, не несущее целью применение карательных мер, но дающее государством допуск гражданам к безопасной эксплуатации машин с обеспечением сохранности жизни и здоровья людей и их имущества, поэтому отнестись к нему надо со всей серьезностью и соблюдением закона.
И.КОНОВАЛОВ,
главный государственный инженер-инспектор Гостехнадзора по г. Новотроицку.