Ровно десять лет назад, в феврале 2002 года, на основе мясоперерабатывающего предприятия, принадлежавшего ОАО «Носта», было учреждено общество с ограниченной ответственностью «Новотроицкий мясокомбинат». Назначенному директором Виктору Морозову предстояло выполнить титаническую задачу – возродить брошенное на произвол судьбы и развалившееся предприятие, поставить его на ноги. И это при очень ограниченных финансовых возможностях.
–Технологическое оборудование вышло из строя, холодильники не работали, производство стояло, а коллектив бездельничал, – вспоминает Виктор Валентинович. – Как восстановить дееспособность предприятия, с чего начать – это была задача с несколькими неизвестными. В те дни я познакомился с молодыми специалистами из Челябинска, которые согласились за небольшие деньги отремонтировать холодильное оборудование. И сделали это за несколько дней. Кстати, мы работаем с ними до сих пор. Сейчас это компания «Холод-Профи», она стала нашим надежным партнером.
Технологическое оборудование мы восстановили собственными силами, но только в мае смогли выпустить первую продукцию. Тогда для нас было мечтой достичь проектной мощности – 40 тонн колбас в месяц. Перед остановкой предприятие выпускало не более 10 тонн, это 400-500 кг в день.
К тому времени производство устарело: оболочка колбас была обезличена, продукция маркировалась веревками. Клипсаторов не было, батоны колбасы вязали вручную.
За пять месяцев простоя был потерян рынок сбыта, нужно было заново устанавливать связи с сельскими хозяйствами по закупкам скота. На мясокомбинате работал свой убойный цех, но он мог принять в смену не более 20 голов крупного рогатого скота или 50 свиней. Но и тех еще нужно было купить и привезти.
Первые шаги давались с трудом. Событием становилось приобретение ручного клипсатора, маркированной оболочки для колбас. По выходным Морозов мотался по сельским хозяйствам, добывал сырье. Скот везли со всего восточного Оренбуржья и даже из Тоцкого и Бугурусланского районов. Но его было крайне мало. А по будням Морозов воевал на производстве, приучал людей к новым порядкам и требованиям.
– Чего греха таить, на предприятии процветало воровство, наглое, открытое. Тащили всё – мясо, готовую продукцию. Воров ловили, наказывали, увольняли. В итоге от прежнего коллектива осталось не более 20 человек. Набирали новых работников, учили.
Постепенно мясокомбинат поднимался, увеличивались объемы производства. И уже через несколько месяцев проектная мощность была перекрыта, вырос ассортимент. Для обеспечения продаж выстроили свою торговую сеть, в городе появилось несколько фирменных отделов и магазинов.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Какое потребовалось напряжение сил, знает один Морозов. Но ведь дело пошло! Уже через пару лет рост возможностей переработки потребовал увеличения поставок сырья: в день нужно было пропускать через убойный цех до 180 голов крупного рогатого скота.
Он не был на это рассчитан, да и такого количества скота в Оренбуржье просто не было. Пришлось закрыть убойный цех и перейти в основном на импортное сырье. А отечественное приобретать в ограниченных объемах в виде полуфабрикатов.
К 2006 году стало ясно, что предприятию требуется масштабная реконструкция. А главное, объемы реализации позволяли провести ее уже за счет собственной прибыли, не залезая в долги.
– Мясокомбинат изначально был построен неправильно, на ограниченных площадях происходило пересечение технологических потоков, что в таком производстве недопустимо, – объясняет Виктор Валентинович. – При небольших объемах это еще куда ни шло, но мы успели увеличить производство раз в 15, и Роспотребнадзор при каждой проверке указывал нам на нарушения. И канализацию надо было переделывать, она постоянно преподносила нам неприятные сюрпризы. Так что реконструкция была делом неизбежным. Мы спроектировали правильно технологические потоки и переставили оборудование, увеличили холодильные камеры и закупили новые, более мощные термокамеры, на площадях бывшего убойного цеха разместили отделение подготовки производства, переделали всю канализацию. Не жалели денег на самое современное технологическое оборудование, которое закупали за рубежом.
2007 – 2008 годы были временем крупных преобразований. Заявленная цель многим казалась нереальной – увеличить производственную мощность до 1 тысячи тонн колбас в месяц. Это с прежних-то 40 тонн!
Реконструкцию проводил уже новый директор – Анатолий Поликарпов. А Виктор Морозов оставил за собой роль куратора.
Вместе они выполнили эту задачу. Вскоре Новотроицкий мясокомбинат стал лидером мясопереработки в Оренбургской области. Было подсчитано: он покрывает более половины потребности населения в колбасах. Теперь его продукцию хорошо знают не только в восточном Оренбуржье, но и в областном центре. Сегодня туда в магазины ежедневно отправляется от 20 до 35 тонн колбас, сосисок, мясных деликатесов.
В месяц Новотроицкий мясокомбинат стабильно выпускает не менее 800 тонн продукции. Но может и больше. Так, в декабре 2009 года был достигнут рекордный месячный объем производства – 952 тонны. Это почти проектная отметка.
На предприятии создали свою систему продаж. Если на других мясокомбинатах с такими объемами производства в отделе сбыта работает не менее 100 человек, то здесь благодаря созданной дилерской сети в отделе сбыта работает всего 20, включая грузчиков.
Особая песня – о качестве продукции. На предприятии собралась уже целая коллекция дипломов и медалей самых престижных конкурсов и выставок. Шесть лет Новотроицкий мясокомбинат работает с сертификатом соответствия международному стандарту качества ИСО 9001. Это показатель высокого уровня производства, достигнутого за прошедшие десять лет.