Гвардеец труда. Новотроицк

«И мастерство, и вдохновенье»

«И мастерство, и вдохновенье»
Приоритетным направлением в образовательном процессе детской художественной школы является разработка системы профильного обучения, чтобы помочь учащимся определиться с выбором будущей профессии. Ежегодно в июне проходит защита дипломных проектов, которая  превращается в праздник для учащихся, учителей, родителей, членов экзаменационной комиссии. Что главное в дипломной работе: тема или ее художественное воплощение? Что должен показать дипломник: свою способность к творчеству или то, что он усвоил за годы занятий  в школе? Об этом и о многом другом идет подчас острый разговор между преподавателями выпускных классов. Подготовка ведется все второе полугодие. Учащийся должен реализовать и создать художественное произведение с помощью преподавателя, а это очень непростая задача. В этом году преподаватели Н. Петрова, Т. Баукова, Г. Бугдаева, И. Будкова выпустили 39 учащихся. Уровень дипломных работ с каждым годом растет.  Это целая экспозиция, где в полном объеме отразились различные виды, жанры, направления изобразительного искусства: натюрморты по рисунку и живопись, станковая и декоративная композиция, декоративно-прикладное творчество. В своей работе мы придерживаемся академических принципов и приемов. Навыки до определенного уровня можно развить у каждого ребенка, но искусство все же дар: кто-то раскрывается еще в первом классе, кто-то перед выпускными экзаменами, а кто-то понимает, что лучше попробовать себя в другой области. В любом случае мы помогаем детям за период обучения это понять. Результаты обучения дают о себе знать. Многие выпускники выбирают дорогу творчества, и после окончания художественной школы поступают в средние специальные заведения или ведущие художественные вузы страны. Особенно порадовали в этом году живописцы. Сильные выпускники у преподавателя Н.Петровой. Безусловный интерес вызвали работы Натальи Щукиной, Валерии Воронько, Алины Ивановой, Ульяны Колесниковой, Эллады Нуралиевой, Ульяны Соколовой. Натюрморты являются лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета. Рисуя, нужно стараться, чтобы постановка обладала ярким запоминающимся образом, индивидуальностью, чтобы состояла не просто из предметов подобранных «по смыслу», а таким образом, чтобы с их помощью передавалось настроение. Красивый кувшин, бусы, зеркало, цветы, плоды и т.д. – все это оставляет чувство восхищения. Работы по декоративной композиции Ксении Воронцовой, Дарьи Вороньжевой, Алины Шуленковой, Елены Полупановой по-своему очень красивы и гармоничны, отличаются новизной живописного подхода, но вместе с тем выполнены в традициях русской академической живописи. Тема животного мира всегда популярна у выпускников. Мария Дынник выразила свои впечатления в серии своих работ. Они – хорошее методическое пособие для младших классов. В серии натюрмортов Екатерины Жуковой «Стол писателя», «Подарки», «Натюрморт со скрипкой» каждый предмет имеет свою теплую энергетику. У Эльзы Юлашевой серия натюрмортов с гипсовыми геометрическими телами. Здесь главная задача - передача фактуры, материальности, тонового и композиционного единства. Немного другую задачу поставила выпускница Яна Лащ. Она решила сделать натюрморты цветными карандашами. Техника интересна и сложна. Это и рисунок, и живопись в одном целом. Доступность цветных карандашей иногда создает сложное представление, что все достаточно легко и просто, это ведь первый изобразительный материал, который берет ребенок в руку. Однако можно с уверенностью сказать, что техника рисунка цветными карандашами уникальна, сложна и многообразна. Ирина Путилина – рисунок «Спорт». Выбор темы не случаен. Ирина любит спорт и в своих работах пропагандирует здоровый образ жизни. Это актуально в наше время. Каждый натюрморт имеет свой характер, свою особенность и индивидуальность, несмотря на объединяющее название всех трех работ. «Искусство без любви не существует, – не уставал повторять неизменный в течение многих лет председатель Государственной аттестационной комиссии Ю.Левитин (Суриковский художественный институт), обращаясь не столько к дипломникам, сколько к студентам младших курсов, пришедших посмотреть защиту дипломов. – Когда я вижу, что студент создает свою картину с любовью к тому, о чем он пишет, я могу простить мелкие недостатки». Именно это чувство двигало многими дипломниками, выбравшими для защиты пейзажи своих родных мест. Запоминаются работы Кати Осыченко, где раскрываются впечатления от поездки в Аркаим, и от красоты русской реки Волги. Дания Альменева в композициях «Праздники сопредельных народов, проживающих на территории нашего края» показала праздники народов, живущих в южной части Урала (казахи, башкиры, татары). Композиции, посвященные родному краю, и любимому сабантую, вызвали большой интерес. Екатерина Федорук выбрала для своей дипломной работы технику декупаж. Эта техника дает неограниченные возможности для творчества. Ее набор тарелок посвящен юбилею нашего города. Дворец металлургов, здание администрации, Петропавловский собор изображены на сувенирных тарелках.  Матвей Дьяконов выбрал очень трудоемкую технику гобелен с элементами макраме. В основе гобелена лежит ручное ткачество, и чем больше вы фантазируете над эскизом, тем интереснее он будет. Матвей с этой задачей справился. У Дмитрия Пруня получились очень интересные  и забавные скульптуры из пластиковых форм, которые хорошо вписались в интерьер школы.  Декоративно-прикладное творчество всегда присутствует на защите дипломных работ. Это и «Аппликация из кожи» Алены Яровой, «Вышивка лентами» Лианы Котрух. Особенно популярен батик. Аня Нечетова выполнила большое оригинальное полотно, которое украсит стены любого помещения. Дина Кильдибаева создала «Древо жизни» в технике «холодный батик». Главное в ее работе –  виды города Новотроицка. На лицо продуманность темы и ее значимость, композиционное и живописное мастерство, а главное – чувствовалось отношение дипломницы к тому, что она написала. «Город глазами юного художника» -тема дипломной работы Виктории Клочко. Она состоит из трех частей: «Детская художественная школа», «Детская игровая площадка», «Строящийся цементный завод». В этой работе жизнь нашего города, его традиции, культура. Вышло в свет новое поколение выпускников детской художественной школы. Хочется им пожелать: не сворачивайте с избранного пути. Светлана ЕРМАКОВИЧ, директор детской художественной школы.