Ушли в далекое прошлое те времена, когда противодействие преступности считалось сугубо мужским делом. Сегодня в органах внутренних дел служит немало женщин, которые прекрасно сочетают нежность и слабость прекрасного пола с работой, требующей твердости и силы характера. Немало таких и в ОМВД России по городу Новотроицку. Например, старший следователь майор юстиции Светлана Хохлова, которая в прошлом году добилась высоких показателей: расследовала 60 уголовных дел, из них 30 дел направила в суд. Или Юлия Мельникова — оперуполномоченный отделения экономической безопасности и противодействия коррупции, старший лейтенант полиции, которая в прошлом году рассмотрела 176 материалов. О них мы и решили рассказать в канун главного женского праздника — 8 Марта.
Светлана Хохлова:
«Следствие — мое призвание»
В следственный отдел Светлана пришла, когда ей было 24 года. Выпускница педагогического института, учитель французского языка, узнав о том, что набирают группу для обучения будущих милиционеров, она захотела испытать себя в сфере служения закону.
После первого курса Светлана стала помощником следователя. В работу втянулась быстро. Светлана хорошо запомнила свое первое дело.
— Мне поручили расследовать многоэпизодное преступление, связанное с хищением медного кабеля, — рассказывает она. — Сначала было очень волнительно, но вскоре, когда я увидела, что справляюсь, ощутила уверенность. Очень помогло мудрое наставничество Павла Александровича Ивлева, который в то время был начальником следственного отдела.
В ходе расследования мне пришлось несколько раз проводить осмотр места происшествия с участием подозреваемого. Это мероприятие сложно тем, что связано с необходимостью видеофиксации. Справиться с такой задачей, да еще и на первом году службы, было непросто, но у меня это получилось.
Здесь Светлана скромничает: у нее не просто «получилось», а получилось на высоком профессиональном уровне. Недаром видеоматериал, собранный ею, впоследствии стали использовать педагоги Челябинского юридического института как наглядное пособие для студентов!
В производстве следователя одновременно может находиться семь и более дел, а в печально известные девяностые их число доходило до двух десятков. Такая работа предполагает ненормированный график, большое напряжение. К этому ритму Светлана привыкла быстро. А вот к чему было привыкнуть непросто, так это к изуродованным людским судьбам: кто-то сам ставит крест на нормальной жизни в угоду криминальным пристрастиям, кто-то становится невольной и невинной жертвой обстоятельств и злого умысла преступников. Так, Светлана не может забыть полные боли глаза парня, на которого напали разбойники, чтобы завладеть его машиной и небольшой суммой денег, которые были при себе у молодого таксиста.
— Это было несколько лет назад. Преступники садились в авто, просили водителя отвезти их в некое безлюдное место, а потом нападали на человека за рулем, — вспоминает Светлана обстоятельства того дела. — Тогда милиции удалось выйти на их след, задержать, доказать вину. В результате суд приговорил разбойников к большим срокам заключения. Но, к сожалению, это не смогло вернуть здоровье парню, ставшему инвалидом.
Бывает, что и сами преступники вызывают определенное сострадание. Особенно если речь идет о подростках. Мальчишки и девчонки, которые могли бы нормально учиться, получить хорошую профессию, стать полезными обществу, своими же руками вычеркивают из судьбы годы полноценной жизни.
— Несколько лет назад я расследовала дело по обвинению подростка в кражах, — рассказывает Светлана. — Он был маленьким, худеньким, с виду беззащитным и совершенно непохожим на преступника. Невольно подумалось: когда же произошло то педагогическое упущение, из-за которого ребенок, образно выражаясь, пошел по кривой дорожке? Кстати, недавно он освободился, приходил ко мне — просто поздороваться. Из его рассказа я поняла, что он хочет вернуться к нормальной жизни. Как говорится — дай Бог!
Нужно сказать, что этот паренек — не единственный подследственный Светланы, который испытывает к ней теплые человеческие чувства. Будучи по природе спокойной, тактичной и бесконфликтной, она умеет не только разговорить оступившегося человека, но и расположить его к себе. Сама Светлана не видит в этом ничего особенного, объясняет: ведь, по-хорошему, нарушитель закона — обычный человек, да, он заслуживает наказания, но никак не унижения и пренебрежения.
Современной женщине трудно выбрать между семьей и работой. Светлана же успешно сочетает служебные обязанности и семейные хлопоты. И в этом большая заслуга ее супруга Алексея и сына Дмитрия.
— Я постоянно ощущаю их поддержку, — говорит Светлана. — Муж, в прошлом — сотрудник милиции, с пониманием относится к тому, что я подолгу пропадаю на службе, поддерживает меня. Не припомню случая, чтобы, вернувшись домой, я увидела беспорядок. Конечно, иногда возникают мысли: наверное, я мало внимания уделяю сыну; наверное, он на меня из-за этого обижается, но… недавно сын сказал мне, что хочет в будущем работать в полиции. Меня это порадовало и растрогало: если бы мальчик считал мой пример неправильным, то не захотел бы ему последовать.
Юлия Мельникова:
«Меня вдохновляет успех»
Юлия служит оперуполномоченным группы экономической безопасности и противодействия коррупции с 2009 года. До этого она работала в бухгалтерии новотроицкой милиции. К предложению перейти на новое место отнеслась с энтузиазмом.
— Вопрос «Переходить или нет на новую службу?» даже не стоял передо мной, — признается Юлия. — Мне очень хотелось заняться оперативной работой, ведь она предполагает постоянное разнообразие: разные люди, разные ситуации. Конечно, было немного страшновато: смогу ли я втянуться в эту непростую деятельность? Однако все произошло быстрее, чем я думала. Хорошим подспорьем стало экономическое образование.
Работа в ОБЭП не позволяет ни расслабляться, ни застаиваться: одновременно в производстве у сотрудника — 10-15 дел. За каждым из которых — человеческие проблемы.
— В моей работе мне больше всего нравится то, что удается оказать реальную помощь людям, — объясняет Юлия. — В особенности это касается дел, связанных с мошенничеством. Когда удается разоблачить преступников и заставить их вернуть обманутым гражданам их имущество, это просто окрыляет. И тем более приятно услышать простое человеческое «Спасибо!» за свой труд.
Дела о мошенничестве весьма сложны в расследовании. Ведь злоумышленники играют на людском доверии, незнании законов, да и просто — на человеческих страхах. К примеру, телефонные мошенничества. Услышав «Бабуля, у меня проблемы», произнесенное голосом лжевнука, редкая бабушка не бросится со всех ног отдать обманщикам все сбережения. Или мошенничества, связанные с лжекомпенсациями и лжеакциями. Пожилые граждане, привыкшие доверять государственным служащим, принимают за чистую монету лживые объяснения злоумышленников. Юлия считает, что потерпевших ни в коем случае нельзя обвинять: они и так пострадали. Поэтому с каждым из них ведет себя предельно корректно, объясняет: будет сделано все возможное, дабы найти и наказать их обидчиков. Спокойно относится она и к звонкам нетерпеливых потерпевших, которые хотят узнать, как продвигаются их дела: старается успокоить их, утешить и — если это позволяет профессиональная этика — говорит, какая работа уже проделана, какие результаты достигнуты.
— Я рассматриваю самые разные дела экономической направленности, — продолжает Юлия. — Это и присвоение денежных средств, и нарушение законодательства бюджетными организациями, и должностные преступления. Каждое дело требует всестороннего разбирательства и рассмотрения, оформления многих документов. Нередко приходится засиживаться на службе допоздна. Будущий муж относится к этому спокойно. В конце концов, сам он — мой бывший коллега.
Бывает, придешь домой — и никак не можешь, что называется, отключиться от рабочих проблем. В этом очень помогает мое хобби — вышивание крестиком. Очень люблю возиться со своим котом — египетским сфинксом Майклом. А еще я увлекаюсь плаванием, посещаю бассейн.
Кроме того, Юлия серьезно занимается фотографией и часто принимает участие в ведомственных конкурсах МВД.
Светлана ИВАНОВА.