Весь мир существует в симметрическом равновесии, как будто на весах, где чаши весов постоянно уравниваются. Каждое действие равно противодействию, угол падения равен углу отражения, если где-то от чего-то что-то отнимется, то в другом месте столько же прибавится. Нарушение симметрии ведет к разрушению, к хаосу.
Точно такое же равновесие должно существовать и в сфере нравственных законов, и в художественном творчестве. Об этом хорошо написал Александр Блок во вступлении к поэме «Возмездие»:
Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, – поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
Китайский мудрец Лао-цзы говорил: «Когда в Поднебесной узнали, что красота – это красота, появилось и уродство. Когда узнали, что добро – это добро, появилось и зло». О постоянном сопутствии зла добру и об их соответствии в мире говорилось и писалось очень много: «Количество добра в природе равняется количеству зла» (Жан Батист Робинэ); «Половина следствий хороших намерений оказывается злом. Половина следствий дурных намерений оказывается добром» (Марк Твен); «Обратная сторона хорошего – дурное; замечательно, что такова же и обратная сторона дурного» (Ландау). Ну, и, конечно, каждый начитанный человек помнит высказывание Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
Но на самом ли деле зло уравновешивается добром, и каким образом сохраняется это шаткое равновесие? Народная мудрость гласит: «Ложка дегтя портит бочку меда». Это значит, что даже небольшое количество зла может испортить большое количество добра. А если в бочку вылить целое ведро дегтя? Чтобы мед был не испорчен, на ложку дегтя требуется очень большая бочка ценного продукта, и то часть меда придется выбросить. Какое же тут равновесие?
В обычной жизни зло даже в малых количествах всегда торжествует над добром. Два-три разгильдяя в классе способны отравить жизнь всем остальным ученикам, а заодно и всем учителям, которые ведут в этом классе уроки. Банда из десяти человек может терроризировать целый город. А если зло облечено властью, пропорции становятся еще более разновеликими. Один злой руководитель способен превратить в ад жизнь большого коллектива хороших работников. А если зло облечено очень большой властью? Всемирная история полна тиранов, которые творили бесчинства над целыми народами, казнили и мучили людей, как им только заблагорассудится.
Значит, зло сильнее добра? Все зависит оттого, какими мерами мерить. В природе не существует в чистом виде ни зла, ни добра. Злом мы называем те явления, которые приносят нам страдания и горе, которые отнимают у нас жизнь. В этом плане злом может быть ничтожный вирус, кусочек свинца, а может быть и огромный кусок скалы, сорвавшийся на человека, тайфун или извержение вулкана. Их действия для человека равнозначны, и не зависят от величины самого зла. Разница заключается в том, что большое зло приносит горе и смерть многим людям. Но отдельному человеку нет разницы, что сметет его с лица земли: пылинка или ураган.
«Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью, и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает» (Блез Паскаль, «Мысли»).
Что ж, этими мыслями можно утешиться, но порой кажется, что лучше бы ты не сознавал всей глубины своего ничтожества и горя. Ведь именно не правомерность власти «маленького зла» угнетает человека. И когда на него ополчается ничтожный микроб, ему кажется, что вся Вселенная восстала против него, и сам Господь Бог, создатель этой Вселенной, его оставил. Мучителем человека может быть болезнь, или какой-то злой человек (в общем-то, тот же самый «тростник», ничтожество), а претензии он предъявляет всему миру. От него отвернулась любимая женщина, а он пишет в предсмертной записке: «Весь мир отвернулся от меня…»
По этой причине зло никогда в равной мере не может уравновешиваться добром. Счастливая в целом жизнь (большое добро) в одночасье становится несчастной, когда в нее врывается «крупица» зла: та самая ложка дегтя, что портит бочку меда. И нужно очень много душевных сил, позитивных эмоций (очень много добра), чтобы восстановить утерянное равновесие. А если зло большое, то уравновесить его добром порой становится невозможно.
С детства помнится загадка (или задачка): что тяжелее – килограмм железа, или килограмм пуха? Килограмм – он и есть килограмм, и все же: если зло – железо, а добро – пух, то нужно очень много добра, чтобы уравновесить небольшой брусок зла.