Шаг назад вполне может способствовать движению вперед. Для новотроицкой медицины это звучит весьма актуально. Во всяком случае, на уровне областного министерства здравоохранения уже высказана идея о возрождении в нашем городе такого важного и в свое время освоенного местными врачами направления, как лечение ожоговых больных.
В начале 2000-х в травматологическом отделении первой горбольницы (тогда – медсанчасти ОХМК) было 10 ожоговых коек. Но в годы оптимизации здравоохранения где-то наверху решили: для города с населением в 100 тысяч человек это чрезмерная роскошь.
Конечно, больных с ожогами лечить в Новотроицке не перестали. Но бывшие специализированные койки уже профилировались как общетравматологические. Следовательно, и финансирование их из Фонда ОМС стало соответствующее: гораздо ниже. Между тем по несколько пациентов с глубокими ожогами в отделении находились и находятся постоянно.
Вернуть былые позиции новотроицкие медики пытались все эти годы. И, похоже, оказались услышаны. Министерство здравоохранения области решило возродить на востоке этот вид помощи и создать на базе травматологического отделения 5-коечный ожоговый модуль.
-- Для этого выделяется 3 палаты. Одна из них будет оснащена пескоструйной кроватью для выхаживания ожоговых пациентов. Плюс две двухместные палаты, — рассказывает заведующий травматологическим отделением ГБ №1 Игорь Савицкий. -- Проблем со специалистами возникнуть не должно. Доктор Алексей Сулоев прошел подготовку в Нижнем Новгороде и успешно работает.
Сроки открытия будущего подразделения пока не известны, но оборудование для него в больницу уже поступает. Своя специальная кровать для лечения больных с большими ожогами в отделении тоже имеется. Игорь Савицкий не без гордости ее демонстрирует и объясняет принцип работы: вместо обычного матраса здесь уложен особенный, заполненный мельчайшим песком. В него нагнетается отфильтрованный воздух, который заставляет песок «закипать», и пациент, обдуваемый снизу теплым ветром, лежа на такой кровати, словно парит. На такой воздушной подушке уменьшается давление на больную поверхность, не образуются пролежни, быстрее идет заживление.
Официальное возвращение ожоговых коек с необходимым финансированием и уровнем подготовки специалистов для Новотроицка не прихоть, а, учитывая наличие в нашем городе нескольких крупных промышленных предприятий, насущная необходимость.
-- Конечно, нельзя отрицать, что среди ожоговых больных немало тех, кто получает свои травмы, готовя самогон или нетрезвым засыпая с сигаретой в руках, -- говорит заведующий травмотделением. – Но и забывать о вероятности техногенных аварий и связанных с ними травм мы тоже не вправе. Именно поэтому и постарались сохранить у себя все ранее наработанные технологии лечения таких пациентов.
Два месяца назад именно с производства с тяжелейшими ожогами поступил в больницу новотройчанин Виктор Фролов. Теперь вспоминает: прямо ему под ноги произошел выброс опасной смеси, загорелась одежда. После трех дней реанимации была пересадка кожи, полтора месяца – строгий постельный режим. Сейчас Виктор Петрович делает свои первые шаги. Чтобы не давать лишнюю нагрузку на обожженные ноги, пока ходит на костылях. Говорит, главное, что вообще хожу. И хорошо, что лечился здесь, а не далеко от дома. Тут и родные, и сослуживцы – все рядом. Теперь предстоит еще долгое амбулаторное лечение, длительная реабилитация. Но самое тяжелое уже позади.
-- Это, конечно, хорошо, что у нас вновь будет создано подразделение для лечения ожоговых больных, но это и большая ответственность, и очень нелегкий труд, -- говорит Игорь Савицкий. – Особенно если учесть, что лечить нам теперь предстоит не только новотройчан, но и больных со всего восточного Оренбуржья.
Еще одним старым новым направлением стало для отделения травматологии возвращение к артроскопическим операциям на коленном суставе.
В свое время их внедрял в нашем городе доктор Александр Сигаев. Но его не стало, а заменить оказалось некому. До недавнего времени. Сегодня старый артроскоп расчехлили, и усилиями врачей Игоря Савицкого, Василия Пылева он снова служит верой и правдой.
-- Это малоинвазивный метод, не требующий большого разреза, -- объясняет Игорь Савицкий. -- Через прокол вводится оптическая видеосистема, которая позволяет осмотреть полость сустава, а с помощью специальных инструментов можно устранить все обнаруженные повреждения. Это может быть поврежденный мениск, инородные тела. Занимаемся и свежими травмами, и застарелыми, используем артроскоп как для хирургического лечения, так и для диагностики.
Операция проводится почти бескровно. Малая ее травматичность – это еще и сокращение срока лечения больного в стационаре всего до нескольких дней. Больничный в целом тоже становится вдвое короче. Ну и то, что на колене вместо обычного при традиционной операции рубца остаются лишь несколько точек, тоже значит немало.
На снимке: идет операция.
Фото Виктора ШИТИНА.