Гвардеец труда. Новотроицк

Дорога к храму украшена цветами

Тамара Николаевна Медведева – коренная жительница села Хабарное. Здесь родилась, выросла, работала в совхозе и никогда не мечтала отсюда уехать. Где родился, там и пригодился – это точно про нее, потому что по сей день, несмотря на свой почтенный возраст, Тамара Николаевна продолжает трудиться, правда не в совхозе, которого давно уже нет, а в местном храме святого апостола Андрея Первозванного, куда пришла, когда он еще строился. 

Дорога к храму украшена цветами Дорога к храму украшена цветами

Работа для спасения души

Из Хабарного Тамара Медведева надолго уезжала только в Новотроицк, когда после 8 классов училась в училище. Потом вернулась обратно. Много лет работала в совхозе им.Шевченко. Начинала дояркой, выучившись, трудилась трактористом, как братья. Позже была помощником бригадира по учету, 15 лет отработала на складе запчастей. С окончательным развалом совхоза в 2002 году ушла на пенсию. Но сидеть без дела не смогла – пошла казначеем в садоводческое товарищество. А когда в Хабарном начали строить храм, судьба привела ее сюда.

– Здесь еще только стены стояли, и мы, три женщины, охраняли стройматериалы, – вспоминает Тамара Николаевна. – В 2010 году новый храм освятили, первым настоятелем  был отец Никодим, а меня определили в церковную лавку и назначили старостой.  Теперь уже и возраст дает о себе знать, и не раз думала, что уйду на пенсию окончательно, но не могу – тянет сюда. 

На ее плечах – все хозяйственные заботы, которых всегда достаточно. Вместе с помощницами староста поддерживает чистоту в помещениях и на территории храма, работает в церковной лавке, занимается мелким ремонтом. Штатных работников здесь нет. Есть, как их называет Тамара Николаевна, послушницы – женщины, которые, как и она, по собственному желанию приходят помогать – дежурят, делают то, что необходимо.    

– Работаем во славу Божию, во спасение души. Кто ближе к церкви, те не уходят от нас, помогают. Настоятель в нашем храме уже много лет отец Евгений. Он доверил мне бытовые дела, поэтому я все здесь знаю: и где что лежит, и где что бежит, – смеется староста. – Но делаем мы все только с благословения батюшки, будь то цветочек посадить или с вами встретиться. Накануне отец Евгений такое благословение дал, и вот теперь мы беседуем: хочется напомнить всем, что в Хабарном есть церковь, чтобы приходили на службу, молились, становились ближе к Богу. Пандемия, конечно, сильно дала о себе знать, люди стали меньше посещать храм. 

Путь к вере

Сама Тамара Николаевна выросла в то время, когда от прежнего храма святых апостолов Петра и Павла, который был раньше в Хабарном, осталось только здание без купола, и в нем располагался местный клуб. В юности с подругами она бегала туда на танцы. А потом старую церковь и вовсе снесли. 

– Родители мои приехали в Хабарное в 1944 году, через год родился мой старший брат, еще через три – я, а всего в семье было 6 детей. Все выросли, работали здесь, братья были хорошими трактористами. Отец у нас казах, мама русская, и благодаря маме, в нашей семье поддерживалась православная вера. Храма не было, но мы всегда отмечали церковные праздники: Пасху, Рождество. На Сретение мама пекла жаворонков из теста, а мы забирались на крышу и кричали: «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам! Нам зима надоела, много хлеба поела!». Отец не возражал против такого воспитания. Возможно, потому что в полтора года меня чудом удалось спасти, когда я уже умирала, – вспоминает наша героиня. – Врачи признались, что  бессильны, мама привезла меня из больницы, и тут прибежала соседская бабушка, говорит: там батюшка приехал, иди, Маруся, покрести свою девочку. Мама пошла. После  этого я двое суток проспала, и вот – до сих пор живу! Церквей в моем детстве не было, ближайшая действовала, наверное, только в Орске. Но священники ездили по населенным пунктам, несли людям веру. Хотя гонения за веру были еще какие! Помню, как во втором классе учительница сорвала с меня крестик. Шнурок не рвался, а она его с силой тянула. В школе нас воспитывали атеистами, и я долго еще, если зайду к кому-то в дом, боялась смотреть в передний угол, где ставят иконы. Такие были времена.

Сегодня единственная дочь Тамары Николаевны тоже помогает в храме, а племянница служит регентом и звонарем – обучилась колокольному звону и теперь извещает односельчан о церковных службах и праздниках.  

Красота требует ухода

Колокольни у храма Андрея Первозванного проектом предусмотрено не было, поэтому несколько лет назад рядом построили звонницу. Нынешним летом на ней ремонтируют крышу, за что Тамара Медведева от имени всего прихода благодарит строителей.   

– За все болит душа, – делится она. –  Батюшка приедет, будем двери боковые  менять. Слава Богу, помогают нам меценаты. Семья Великановых  не забывает. К Виктору Генриховичу Вибе (его организация строила храм) я всегда могу обратиться с просьбой, он никогда не отказывает, присылает работников и кран починить, и что-то подремонтировать. Ну а красоту и чистоту  мы уже сами наводим. 

О красоте просторного церковного двора в Хабарном разговор особый.  Каждое лето здесь распускается невероятное количество цветов, за которыми заботливо ухаживают прихожанки под руководством Медведевой. Она здесь и ландшафтный дизайнер, и садовник в одном лице. Прихрамовая территория, без преувеличения, является украшением села. По периметру  двора возвышаются пирамидальные тополя, клены, ивы. Ближе к центру — рябины. Справа – боярышник, абрикосы и черемуха, которая растет еще со времен стройки, рядом – ирга, ягодные кустарники, небольшой огород. У каждого растения своя история, и Тамара Николаевна готова рассказывать, что и как здесь появилось, как растет и себя чувствует. Но особая любовь, конечно, цветы. 

– Рудбекия, агератум, гортензия, хризантемы, плетистые розы, – перечисляет она. – Портулак сейчас закрылся –  на восходе цветы свои распускает. Сегодня пришла в 7 утра – он сияет разноцветным ковром.  Разговариваю с каждым кустиком. Сажаю – перекрещу, помолюсь. На утро прихожу – стоят! Мы и на зиму заготавливаем сухоцветы, чтобы украшать храм. Только вот  гелихризум приболел. Надо в Интернете посмотреть, что с ним и как помочь. А что вы удивляетесь? Я-то сразу думала, зачем мне новый телефон подарили? А теперь поняла, какая энциклопедия в руках!

Рассаду женщины, работающие при храме, выращивают сами. Сеять начинают уже в феврале, потом продолжают в марте и апреле. Все делают с любовью и заботой, поэтому, уверена Тамара Николаевна, так все и цветет.  

– Если бы не мои трудолюбивые помощницы, мне одной не справиться, я им благодарна, – подчеркивает староста. – Никаких секретов в уходе нет. Только трудись, вовремя поливай да пропалывай. Ну разве что цветки, которые отцвели, вместе с ножкой обрывать надо. Петуния моя любимая тогда цветет дольше и пышнее, а у лилии лучше формируется луковица.   

На крестины и венчание иногда приезжают в сельский храм и горожане. После проведения таинства некоторые остаются погулять по двору, полюбоваться цветником. Те, кто выращивают цветы сами, понимают, сколько труда в эту красоту вложено. 

– Я чувствую: Бог меня любит, здоровье мне дает, – говорит Тамара Медведева. – В моем-то возрасте уже бы посидеть побольше, а я не могу. Иной раз встану утром: тут болит, там болит – как работать? А приду сюда – все потихоньку прошло, и работаю в радость. Так хорошо, что у нас в селе храм есть! Не каждая бабушка поедет в церковь в город, а сюда с бадажком,  но придет, о чистоте души своей позаботится.

Марина Анахова, специалист администрации села Хабарное
– В нашем селе немало людей, достойных похвалы и общественного внимания, но Тамара Николаевна Медведева, на мой взгляд, – особенно. Всю жизнь она добросовестно трудится, не боясь никакой работы. А теперь еще и ведет за собой других. Стараниями Тамары Николаевны и ее помощниц храм святого апостола Андрея Первозванного стал настоящей достопримечательностью Хабарного. Эти женщины изо дня в день ухаживают за растениями и всей территорией у храма. Хочется, чтобы люди, которые придут сюда помолиться и полюбоваться красотой, ощутив особую царящую здесь атмосферу, знали, чьими трудолюбивыми руками создана и поддерживается эта красота.

Анна Симонова.