Гвардеец труда. Новотроицк

Идёт по городу трамвай…

Электротранспорт давно стал неотъемлемой частью жизни Новотроицка. Местный трамвай – это  привычный и популярный у населения вид пассажирского транспорта. И, если хотите, – один из брендов промышленного города. О новотроицком трамвае, кажется, известно все: о его истории, становлении предприятия, сегодняшнем дне. И о том, как непросто приходится небольшому коллективу преодолевать экономическую нестабильность, поддерживать в рабочем состоянии электро- и автопарки, обеспечивать пассажирские перевозки, сохранять коллектив. 

Идёт по городу трамвай… Идёт по городу трамвай…

Однако совсем недавно наш корреспондент обнаружила в открытых источниках информацию, которая прежде, пожалуй, не публиковалась. Речь идет о необычном рейтинге среди российских городов, где используется электротранспорт для перевозки пассажиров. На портале «Трамвайные системы России» опубликованы данные в критерии «Обособленные трамвайные линии». 

Наш город в этой таблице – в нижней ее части. О чем идет речь? В этом и попыталась разобраться Е.Ушакова.

Кто в лидерах?

В списке – 33 крупных города и 27 – с населением менее 400 тысяч человек. В городах Набережные Челны, Нижнекамск, Коломна, Салават, Усть-Илимск, Саяногорск, Волжский, Усолье-Сибирское, Старый Оскол обособленными (то есть не зависящими от автомобильных дорог) являются 100% трамвайных путей. Новотроицк замыкает список городов с населением менее 400 тысяч жителей. Здесь доля трамвайных путей, проходящих вне автомобильных дорог, составляет всего 16,2 %.

По своему пути

Известно, что первый проект трамвайной линии в Новотроицке был разработан московской проектной организацией «Гипрокоммундортранс» еще в 1954 году. В течение двух лет велось строительство, а в ноябре 1956 года по городу пошел первый трамвай. Постепенно протяженность путей увеличивалась, а трамвайное кольцо перемещалось все дальше и дальше, вглубь города.

Большая часть путей в Новотроицке действительно расположена совместно с автомобильными дорогами. И это неслучайно. Взять, к примеру, улицу Советскую. По обе стороны расположены жилые дома, учреждения. Если пустить трамвай вдоль тротуаров, ему придется пересекать большое количество съездов на второстепенные улицы, во дворы и «уворачиваться» от внезапно появляющихся пешеходов. Кроме того, сложнее станет организовать, например, парковочные карманы. Важно подчеркнуть, что пути сделали обособленными там, где это было возможно (например, между остановками «Железнодорожный вокзал» и «КХП», «Улица Винокурова» и «Трамвайное депо»). Вероятно, если бы промзона была расположена дальше от города, то протяженность выделенных полос была бы куда больше. 

– В большинстве городов в центре трамвайное полотно идет совместно с автомобильными дорогами, только на окраинах и участках, ведущих в промышленную зону, оно обособлено. В Старом Осколе, например, вообще трамвай считается скоростным, и имеется отдельная ветка. С той периодичностью остановок по городу, которая имеется у нас, в этом нет никакого смысла. К тому же в Новотроицке трамвай проезжает полный круг меньше чем за 1 час, – пояснил директор МУП «НовГорТранс» Алексей Хомяк.

Основной минус расположения трамвайного полотна совместно с автомобильными дорогами – пробки, в которых приходится стоять и трамваям. Для нашего города это явно не характерно. Зато на путях случаются дорожно-транспортные происшествия, которые иногда парализуют движение трамваев на длительное время.

По данным ГИБДД, в Новотроицке в 2020 году с участием трамваев произошло 9 ДТП. Но в ряде случаев вынужденная остановка происходит из-за происшествий на трамвайных путях с другими видами транспорта. Как отмечает Алексей Хомяк, вынужденная остановка из-за этого случается в среднем раз в месяц, и чаще всего ДТП происходят на перекрестках, съездах во дворы.

В остальных местах вдоль полотна нанесена сплошная линия разметки, которая также является вариантом конструктивного обособления рейсовых путей. Это особенно актуально, когда территориально отделить пути от проезжей части невозможно. Вариантом может быть также бордюр вдоль путей. Однако и здесь есть свои отрицательные моменты, в частности, трудности при уборке, дополнительные затраты. Алексей Владимирович считает, что в нашем городе разметка вполне выполняет свою функцию. 

Около 10 лет назад в городе начался ремонт трамвайных путей. Бетонная плитка на путях сделала общий вид современным и ухоженным. Кроме того, постепенно обустраиваются выделенные посадочные площадки, где горожане безопасно могут ожидать приезда трамвая. Сложившаяся в Новотроицке система расположения трамвайных путей прижилась. С учётом этого создаётся и инфраструктура, планируются проведение дорожных работ, организация движения транспорта. И вряд ли что-то в этом установившемся порядке нужно менять. 

Справка "ГТ".

Обособленные трамвайные линии –это линии, проложенные отдельно, параллельно дорогам с двусторонним движением автотранспорта. В Новотроицке же в основном трамвайные линии проходят по центру автомагистралей. Существует единое с автотранспортом движение.