Гвардеец труда. Новотроицк

Памяти фронтовика

…Ушел из жизни Тимофей Григорьевич  Рудюк – ветеран-орденоносец, участник Великой Отечественной войны.  
До ухода на фронт трудился на Новокиевском руднике электриком, а после – в первом листопрокатном цехе «Уральской Стали».  
Активно участвовал в работе поискового отряда «Уралец»: встречался с ребятами, интересовался результатами экспедиций. 
Сегодня мы решили еще раз обратиться к родословной фронтовика, к его жизненному и боевому пути...

Памяти фронтовика


Т.Рудюк родился в Новокиевке. Рано овдовевшая мать, Матрена Сергеевна, одна воспитывала семерых детей. 

О начале войны семья узнала из радиосообщения, и Тимофей Григорьевич запомнил, что поначалу все были уверены: враг скоро будет разбит. Однако шли недели, месяцы, а сводки с фронтов становились все тревожнее. Семья очень переживала за Павла – старшего брата Тимофея, к началу войны он уже служил в армии.

– Павлик не вернулся с фронта, погиб на Курской дуге, – вспоминал Тимофей Григорьевич. – Мы пытались узнать об обстоятельствах его смерти, но ничего не получилось. Наверное, он, как и тысячи других бойцов, похоронен в одной из братских могил.

Тимофей Григорьевич был призван в ряды Красной армии в январе 1944 года, когда советские войска уже подходили к Германии.  Сначала Тимофея направили в Челябинск – в артиллерийскую школу.

– Нас готовили обслуживать самоходные установки, – рассказывал он. – По своей конструкции эта боевая машина напоминает знаменитый танк Т-34. При этом она оборудована артиллерийской пушкой 85-го калибра. Снаряды были очень тяжелыми, а я – совсем щупленьким. К слову, во время боя напряжения практически не чувствовалось, зато после – ужасно болело все тело.

* * *

Тимофей Григорьевич участвовал в битве за Кенигсберг. Это была настоящая бойня. Находившийся внутри самоходной установки молодой заряжающий Рудюк даже не видел, какие разрушения наносят его снаряды. О том, что смерть в подбитой машине может настигнуть в любую минуту, он не думал. 

Тем не менее однажды ему пришлось взглянуть в глаза смерти. В тот день старший лейтенант отправил его узнать, что случилось с экипажем подбитого танка. Это было недалеко от небольшого городка Бобы.

– Вокруг рвались снаряды, свистели пули, я упорно полз, – вспоминал Тимофей Григорьевич. – Если честно, был уверен, что не вернусь с этого задания живым. И вдруг меня кто-то окликнул. У разрушенного дома, прижавшись к стене, стоял незнакомый капитан. На его вопрос «Куда тебя понесло, парень?», я объяснил, какой приказ выполняю. Тогда он прокричал: «Как старший по званию, отменяю приказ. Мы уже вытащили тех солдат, укрыли от пуль! Двигай назад!».

* * *

Тимофей Григорьевич был известен своей страстью к музыке и живописи. Он любил песни военных лет, играл на пианино и аккордеоне. Причем настолько мастерски, что даже не верилось, что он музыкант-самоучка. 

– Музыкальный слух и любовь к хорошей песне мне достались от отца, – рассказывал ветеран. – Но до войны не пришлось серьезно заниматься музыкой. На фронт призвали – тем более не до того было. Но призвание само нашло меня.

* * *

– Я считаю себя счастливым человеком, – часто  говорил Тимофей Григорьевич. – Вернулся с фронта живым, много и интересно работал. Встречаясь с молодежью, всегда желал ребятам долгой и насыщенной жизни, а главное, чтобы помнили, какие неисчислимые страдания приносит война.


Справка "ГТ".

Тимофей Рудюк награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За боевые заслуги».