Прошел год, как некоторые образовательные учреждения работали в статусе автономных. Можно подводить предварительные итоги. Редакция городской газеты «Гвардеец труда» совместно с городским управлением образования провела «круглый стол», на котором шел разговор: действительно ли автономные учреждения обладают преимуществами перед бюджетными и в чем это выражается. Обсуждение получилось очень заинтересованным, профессиональным. В «круглом столе» участвовали директора гимназии №1 Светлана Артемьева, лицея №1 Наталья Рыбина, школы №16 Людмила Орехова, Центра развития творчества детей и юношества Татьяна Карева, заведующие детскими садами №5 Елена Темник, №14 Людмила Саранцева, бухгалтера этих образовательных учреждений, а также начальник управления образования Лариса Котова и специалисты УО.
СПРАВКА. Сегодня в городе действует
54 образовательных учреждения,
из них
18 – автономные,
5 учреждений имеют свою бухгалтерию,
детский сад №5 вошел в состав лицея №1.
-- Вопрос, который возникает в первую очередь: новый статус изменил что-то в учебном процессе? Была свидетелем такого случая. Две бабушки на скамейке рассуждают: теперь учителя не будут объяснять на уроках, ученики сами будут учиться.
Л. Котова. Это, конечно, глупости. Качество образовательного и воспитательного процесса остаются на должном уровне. Это свидетельствует об опыте и высокой квалификации педагогов.
-- Процесс перехода на новый статус сопровождался оптимизацией, укрупнением образовательных учреждений. Был в этом экономический смысл, ведь подушевое финансирование осталось?
Л. Котова. Жесткий стандарт ставит в такие же жесткие рамки образовательные учреждения. В зависимости от комплектации получается, что одни школы тратят только на зарплату, а те, что перешли на автономку, стали дополнительно зарабатывать и могут позволить себе другие статьи расходов, не предусмотренные Госстандартом, -- на приобретение наглядных пособий, к примеру. У малокомплектных школ средств хватает только на зарплату.
Л. Котова. 83-й закон дает право самостоятельно распорядиться деньгами. Когда все уходило в бюджет, зарабатывать было неинтересно. А теперь: заработаю больше – приобрету больше. Руководитель стал больше думать как хозяйственник.
Л. Саранцева. Да, сейчас я реально вижу свои деньги. Знаю, на что их потратить в первую очередь, что может подождать. Самостоятельность – это очень хорошо.
С. Артемьева. Чтобы были деньги на развитие, надо, чтобы в школе обучалось не менее 1 тысячи детей. Малокомлектные надо объединять. Опыт показал, что это единственная возможность сохранить их территориально.
Л. Котова. Хороший пример – три объединенных образовательных учреждения: гимназия, шестнадцатая и четырнадцатая школы. Они взяли на свое обеспечение школы № 1, 11 и лицей.
-- Оптимизация, как показала жизнь, оказалась благим делом. Но изначально процесс проходил очень сложно, неоднозначно. Вопрос Светлане Александровне. Как не побоялись взвалить на себя такой груз? В каком формате будет работать школа № 1?
С. Артемьева. Во-первых, не первая школа, а второе здание гимназии по ул.Советской, 38. Во-вторых, особого страха не было. Я пришла в коллектив, поговорила с людьми, обрисовала ситуацию и перспективы. Все проголосовали «за». Вначале мы здесь хотели сделать красивую начальную школу. Изучив мнение родителей, решили: школа будет работать в обычном формате, но по гимназическим стандартам.
Школа, конечно, требует ремонта. Сейчас, как можем, приводим ее в порядок. Родители помогают нам. В рамках федерального государственного образовательного стандарта покупаем сюда за 750 тысяч рублей мобильный класс, куда входят 26 ноутбуков, проектор, экран, сканер, принтер. Уже приобретены фотоаппараты, чтобы дети и учителя сами делали проекты. Будем приобретать в оба здания современные электрические швейные машинки. Хотелось бы приобрести пару станков в мастерскую. Микрорайон мы постараемся удержать, чтобы дети не уходили в другие школы. По подушевому финансированию нам деньги дали, и мы их используем. На сегодня в гимназии обучается 1400 учащихся.
-- Вам спокойно не живется. Знаю, вынашиваете еще какие-то планы.
С. Артемьева. К нам приходят ребята-таджики, их уже 14 человек. На будущий год обязательно открою национальный класс. Посмотрим, что получится. Жизнь меняется, и надо идти в ногу с ней.
Л. Орехова. Слияние школ №16 и 11 прошло спокойно, безболезненно. Ребятишки с удовольствием ездят к нам из Белошапки. Учащиеся 11-й школы посещают все мероприятия, проводимые в основном здании по Уметбаева, 1.
Л. Котова. В этом году мы попросили выделить для 16-й школы автобус, нам пообещали. Так что вскоре учителя и учащиеся будут курсировать между двумя зданиями свободно.
Н. Рыбина. Лицей и гимназия – учреждения повышенного типа, они должны чем-то отличаться от остальных школ. Мы предложили объединенному коллективу начать с восьмого класса углубленное изучение предметов. Думаю, все должно получиться. По поводу объединения с детским садом. Это вопрос будущего. Сейчас в начальной школе и в детских садах начали действовать федеральные образовательные стандарты. Предъявляются очень высокие требования. Детскому саду без школы существовать никак нельзя. И мы будем соотносить детсадовские и школьные программы обучения и воспитания. Планируем вместе с садиком №5, который сегодня является нашим подразделением, разработать глубокую программу развития.
Т. Карева. Я начну с того, что автономия нужна. Какие-то проблемы еще решаются плохо. Но движение есть, и со временем все встанет на свои места. «Автономки» нужны для того, чтобы администрации, коллективы сами решали свои проблемы, о которых они знают лучше всех.
Меня немного поражает позиция родителей. Все всего боятся: вот стали автономными, теперь мы за все будем платить. Но никто не пользуется в полном объеме тем, что дается бесплатно. В школе ведутся уроки – ты ходи на них, впитывай знания, пользуйся тем, что предлагается. А предлагается многое. В центре кружки бесплатные. У нас, одних из немногих в области, сохранена и развивается система дополнительного образования, работают детские клубы по месту жительства.
-- Вы получили дополнительное здание расформированной школы №9. Что-то изменилось в работе в связи с этим?
Т. Карева. Город получил в густонаселенном районе еще один центр дополнительного образования. Его очень не хватало здесь. Началась новая жизнь, ощутимей стала новая энергетика, появились новые виды деятельности. Когда к нам в брейк-данс пришли полуподвальные мальчишки, они курили, сквернословили, а сейчас посмотрите: изменилось отношение к делу, к людям, друг к другу. Появилось стремление к здоровому образу жизни.
Мы не должны искать только плохое и брюзжать: то не делается, другое, деньги с нас будут брать… Воспользуйтесь бесплатными услугами в полном объеме.
Л. Котова. Хороший пример привела Татьяна Петровна. Мы даем возможность детям и родителям бесплатно получить дополнительные знания в научных обществах школьников по математике, физике, языкам. Мы усовершенствовали эту работу. Раньше ее вели преподаватели школ, сейчас мы налаживаем сотрудничество с МИСиСом, чтобы на его базе организовать занятия.
-- А чему еще научил вас новый статус?
Е. Темник. «Автономка» научила и заставила нас изучать законы. Раньше мы были как тепличные растения, за нас думали в управлении образования, в бухгалтерии. Теперь мы научились держать нос по ветру. Появился интерес к работе: стали больше читать литературы, черпать новую информацию в Интернете.
Л. Котова. Мне как руководителю системы стало интересно общаться и работать с такими руководителями. Они уже небессловесно принимают каждое указание: вначале подумают, потом принесут какие-то знания, которыми ты не владеешь, предложат что-то свое или натолкнут на какую-то мысль.
-- Автономные учреждения финансово более самостоятельны. Эта самостоятельность достигается за счет дополнительных платных услуг. Каких?
С. Артемьева. Закон предполагает самостоятельное зарабатывание денег. Но у нас в городе платежеспособность населения низкая, и не каждая семья может позволить себе специальные курсы по углубленному изучению предмета, развитию интеллекта ребенка. А вот платные дополнительные услуги надо расширять. Хотим организовать в школе репетиторские курсы, что прописано в уставе, чтобы исключить некоторую стихийность в этом деле, с пятого класса заняться «ликбезом» (многие нанимают репетитора, чтобы просто домашнее задание выполнять). В старших классах занятия будут вестись на более высоком профессиональном уровне, с привлечением преподавателей вузов.
-- В школе дополнительные образовательные услуги организовать проще, потому что видна перспектива – экзамены, институт. А в детских садах вы изучали потребность в них?
Л. Саранцева. Мы спрашивали родителей, что бы они хотели для своих детей. Часть родителей захотела изостудию, потому что у нас хорошо оборудован кабинет ИЗО. Открываем театральный кружок: дети очень любят показывать сказки. В этом направлении мы работаем.
-- Из нашего разговора ясно, что «автономка» подвигает к творчеству. Но прошедший год обнажил и проблемы тоже.
Л. Котова. Для реализации 83-го закона нужно, чтобы все образовательные учреждения финансировались в полном объеме. К сожалению, закон не обеспечен достаточными финансовыми средствами. Сегодня наши учреждения финансируются по факту. И перераспределить средства возможности нет. Школа потратила – управление образования профинансировало. Такая ситуация ставит под сомнение реализацию 83-го закона.
Л. Саранцева. Работая на автономии, нужно иметь тыл, чтобы были какие-то финансовые запасы. Главная сложность – недофинансирование. Прошел первый квартал 2012 года – нам недодали 594 323 рубля по муниципальному заданию. Поэтому возникает вопрос: а как развиваться?
У меня есть предложение, его, возможно, не примут. Автономный детский сад должен чем-то отличаться от остальных по уровню воспитания, развивающей среде. Нельзя ли хотя бы первые три года родительскую плату перечислять на счет детского сада, а не в обезличенный бюджет? В некоторых городах такое практикуется. Дополнительно 160 тысяч рублей родительской платы в течение трех лет -- это помогло бы решить многие проблемы.
-- На практике может возникнуть такая ситуация: коллектив попробовал поработать в режиме автономного учреждения – не получилось. Можно ли вернуться к прежнему статусу?
Л. Котова. Можно. Но из тех, кто перешел на автономку, возвращаться пока никто не собирается.
Разговор продолжался почти два часа. А идеи и предложения все рождались и рождались. Значит, «автономка» подвигает к творчеству и не так страшна и бесполезна.
Фото Виктора ШИТИНА.