Гвардеец труда. Новотроицк

«У каждого в душе свой свет...»

«У каждого в душе свой свет...»
Публикация  от  22.09. 2021 г.
Нашему земляку, московскому поэту 
Геннадию Красникову – 70 лет.

Когда-то, давным-давно, я написал в одном стихотворении: «Случайностей нет! Есть предначертанья…» Не уверен, что я первооткрыватель этой мысли. Да дело не в этом. А дело в том, что тогда, 55 лет назад, в октябре 1966 года, наша встреча была явно неслучайна. Это было предначертание свыше. Тогда я впервые увидел его – Гену Красникова. Встреча произошла на организационном собрании любителей литературы в помещении редакции газеты «Гвардеец труда». Среди пришедших людей разных возрастов и профессий выделялись два школьника – Толя Тепляшин и Гена Красников. Нет, выделялись не стихами, стихи были наивно-слабыми, как и у других членов новоиспечённой литгруппы. Я, избранный председателем, ничем от других стихотворцев не отличался.

Но время шло: в литгруппу приходили новые члены, уходили старые, а два юных поэта Гена Красников и Толя Тепляшин всегда были рядом. Если Толя Тепляшин был молчалив и сосредоточен, то Гена Красников весь светился от распирающих его чувств. Он раньше нас стал писать стихи и рассылать их во все журналы. Ему не было и 14 лет, когда в городской газете «Гвардеец труда» и многотиражной газете «Металлург» стали появляться его стихи.

Вероятно, отношения учителя и ученика положили начало творческому мышлению Геннадия Красникова. Надо заметить, что эти отношения не прекратились под натиском неумолимого времени до сих пор.

Вспоминает Анатолий Тепляшин: 

Я познакомился с Геной пятьдесят пять лет тому назад, осенью 1966 года на первом заседании литературной группы при городской газете «Гвардеец труда», когда нам обоим было по пятнадцать лет. Не скажу, что с первой встречи мы стали закадычными друзьями. Мы были разными по характеру, и дороги у нас оказались разными, но путь был один, и наша дружба была предопределена свыше. Первые юношеские годы связующим звеном между нами был наш старший товарищ, учитель и наставник в поэзии, руководитель литературной группы Александр Матвеевич Цирлинсон. 
Мы втроем возвращались с заседаний литгруппы, А.М. и Гена продолжали литературные беседы, а я больше помалкивал и только диву давался: откуда мой сверстник столько знает, как смело он высказывает свои мысли, и как много у него этих мыслей. Было видно, что он давно и серьезно занимается литературой, поэзией, что у него уже сложился свой литературный вкус, свое творческое мировоззрение.
В 69-м году мы вместе с Геной поступали в МГУ. Он, как человек с трехгодичным рабочим стажем и с хорошей литературной подготовкой, поступил, а я не сумел преодолеть конкурсный барьер. 
Помню, как мы бродили с ним по Москве и специально забрели на Тверской бульвар в Литературный институт им. Горького Союза писателей СССР. День, кажется, был воскресный, в институте не было ни души, но добрая вахтерша специально для нас открыла двери и провела по аудиториям института. Она рассказывала нам о поэтах, которые учились и преподавали в институте, и от мысли о том, что эти люди ходили по этим аудиториям, где несмело топчемся мы, нам обоим стало не по себе. Это было похоже на то, как будто прикасаешься к святыне.
Могли ли мы тогда подумать, что Литературный институт станет со временем моим родным учебным заведением, а Геннадий будет в нем работать в качестве руководителя творческого семинара…

О творчестве Геннадия Красникова писали известные поэты и критики – Евгений Винокуров, Николай Старшинов, Евгений Евтушенко (автор предисловия к первой книге Г. Красникова), Лариса Васильева, Юнна Мориц и  многие другие.

Литературный критик Л. Калюжная писала: «Для стиля и языка зрелого Красникова характерно сочетание философской афористичности, тонкой иронии с поэтической раскованностью словаря и ритма, идущих от глубокого интереса автора к богатству русского фольклора, к свободной частушечно-песенной стихии: 

«То оврагом, то сквозь лес, то под уклон, 
то сквозь тучу тёмных галок и ворон, 
ах, родней и веселей дороги нет!.. – 
Что же, матушка, ты плачешь сыну вслед?..» 

(«Русская песня», 1997). 

В творчестве Красникова всё заметнее проявляется тяготение к цельному историческому контексту и религиозно-богословскому наследию русской мысли: 

«...И если ты открыл случайно,
как на путях добра – пустынно, 
молчи, не потому, что – тайна,
а потому молчи, что – стыдно... 
И если мерзость ненасытна, 
а глубина небес – кристальна, 
молчи, не потому, что — стыдно, 
а потому молчи, что – тайна». 

С 2006 года Геннадий Николаевич Красников, известный  российский поэт, критик, эссеист и публицист, работает в Литературном институте им. А.М. Горького, ведёт поэтический семинар на заочном отделении, доцент.

Сам Геннадий Красников так определяет состояние литературы в наше время:

– Есть ли сегодня поэты – кумиры публики?.. Пожалуй, что нет. Место литературы в СМИ заняла агрессивная масс-культура, которая не оставляет после себя ничего живого. Когда поэтом называют графомана-матершинника, а поэзией – бессмысленный полуграмотный треп рэперов, то это, на мой взгляд, говорит только о культурном варварстве. Наступившие удручающие обстоятельства были вынуждены учитывать даже знаменитые поэты-шестидесятники, некогда собиравшие целые стадионы слушателей. Незадолго до ухода из жизни Евгений Евтушенко спрашивал меня: «А ты поешь?..» И говорил, что теперь он поет на выступлениях. А для привлечения публики включает в свои афиши выступления юмориста Михаила Задорнова или Дмитрия Харатьяна...

Я думаю: что же сохранило нашу творческую дружбу? Ну, с Анатолием Тепляшиным всё ясно – все 55 лет (за исключением его службы в ВМФ и работы на рыболовецких судах) мы были рядом, а вот с Геннадием Красниковым мы были рядом только 3 года. Всё остальное время общались наездами – я в Москву, он – в Новотроицк. И постоянно переписка. Вначале почта, последние годы – Интернет, телефонные звонки.

В 2010 году встречались в Оренбурге, где Геннадию Красникову вручалась Всероссийская литературная премия «Капитанская дочка». Последний раз мы встречались в Новотроицке в отделе искусств ЦБ в 2013 году.

А тогда, в конце шестидесятых, на всю последующую жизнь я отравился этим сладким ядом познания. И все свои знания, почерпнутые из книг и встреч, я передавал им: Гене Красникову и Толе Тепляшину. Мне уже приходилось писать, что таких жадных до литературных знаний юных поэтов я никогда больше  не встречал.

И вот Геннадию Николаевичу Красникову – 70 лет! А перед глазами – худенький мальчик с пытливыми глазами и будущей судьбой… 

Справка "ГТ".

Геннадий Николаевич Красников родился 30 августа 1951 года в Новотроицке, в посёлке Максай. С 14 лет пошел работать – сначала в Новотроицком пассажирском автохозяйстве автоэлектриком, потом в желдорцехе ОХМК, в грузовом автохозяйстве... Учился в вечерней школе №1. Окончил факультет журналистики Московского университета (1974 г.). Работал корреспондентом районной газеты в городе Озёры Московской области. Около 20 лет редактировал альманах «Поэзия» в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия» (вместе с известным русским поэтом-фронтовиком Николаем Старшиновым). Именно альманах «Поэзия» первым представил в печатном виде неопубликованные стихи Цветаевой, Глазкова, Мартынова, стихи и песни Высоцкого, бардовскую и рок-поэзию, произведения Бродского и многих других опальных поэтов. Ещё большей заслугой этого издания является представление поэтов из провинции, которые благодаря альманаху приобрели всесоюзную известность.
Впоследствии стихи Красникова переводились на английский, болгарский, сербский, венгерский, польский, украинский, туркменский и другие языки.

Награды и признание Геннадия Красникова

- Литературная премия имени М. Горького — за книгу «Птичьи светофоры».

- Литературная премия имени Б. Полевого — за антивоенную поэму-плакат «Эпицентр».

- Премия газеты «Литературная Россия».

- Премия журнала «Москва».

- Горьковская литературная премия в номинации «Весенние мелодии (поэзия)» — за стихотворение «Трудно быть поэтом в Вавилоне» и циклы стихов «Вещая птица».

- Большая литературная премия России, 3-я премия за стихи последних лет, подготовку и издание антологий «Русская поэзия. XXI век» и военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было!..».

- Всероссийская литературная премия имени К.Д.Бальмонта «Будем как солнце».

- Всероссийская Пушкинская премия «Капитанская дочка» – за многолетнюю работу по сохранению пушкинской традиции русской поэзии и популяризацию лучших поэтических образцов современной отечественной поэзии.

- Литературная премия имени Константина Симонова.

- Литературная премия имени Б. Корнилова «На встречу дня!».

- Номинация Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

- Литературная премия имени С. Т. Аксакова в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества» – за сборник стихотворений «Ксюшина книга».

- Благодарность Министра культуры Российской Федерации.

- Знак отличия «За заслуги перед городом Лобня».

- Лауреат Всероссийской премии имени Андрея Дементьева в номинации «За вклад в развитие и популяризацию поэтического творчества».


Александр ЦИРЛИНСОН,
член Союза писателей России.