Створки ворот медленно раздвигаются, и мы въезжаем на территорию Новотроицкого предприятия промышленного железнодорожного транспорта, сокращенно – ОАО «НППЖТ». Если верно, что внешний вид территории и помещений характеризует хозяев, то с уверенностью можно сказать: здесь трудятся рачительные, хорошо организованные люди.
Алексей Емелин,
главный инженер:
- Труд Сергея Васильевича по достоинству оценен. В 2011 году он был отмечен грамотой губернатора области. В Новотроицк приехал начальник транспортного отдела министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Виктор Вдовкин, который и вручил ему эту грамоту. Могу сказать: мы можем быть спокойны за ремонтную службу, которую возглавляет Сергей Васильев. Она не подведет.
Алла Козлова,
главный бухгалтер:
- Сергей Васильевич занимается снабжением. В первую очередь, на нем обеспечение ремонтной службы запчастями. А это связи с поставщиками – профильными заводами, которые выпускают тепловозы и занимаются капитальными ремонтами локомотивов. Это – счета-фактуры, накладные и другие документы, которые надо правильно оформить, чтобы груз поступил в срок. Это – своевременное планирование заявок, чтобы мы могли вовремя обеспечить финансирование. Сергей Васильевич через интернет и по телефону договаривается с поставщиками о форме оплаты, сроках, все держит под контролем. Своей точностью и аккуратностью он завоевал их доверие. Но и от поставщиков Сергей Васильевич требует ответственности. Как-то изготовитель прислал бракованный гидроредуктор. Пришлось вызывать представителя завода, составлять акты, ждать замену. А это – простой тепловоза, и каждый день простоя – финансовые потери. Потому так внимательно он относится к отбору партнеров.
Валентина Пилюгина,
инженер отдела логистики:
– Мы любим эти выезды на природу. Сергей Васильевич всегда за главного, он – душа компании. С ним в этих поездках спокойно и надежно. Помню случай, когда нас там застал дождь и автобус застрял в грязи. Был настоящий ливень, все поплыло, дорога расквасилась. Мы даже испугались, думали, придется ночевать в поле. Но потом успокоились: раз с нами Сергей Васильевич, значит, не пропадем. И точно. Он сумел добраться до какого-то полевого стана, договорился с трактористом, и нас вытащили. Приехали, правда, все мокрые, грязные, но зато еще долго с юмором вспоминали это приключение. Хотя тогда, честно говоря, нам было не до смеха. На следующий день он снова пригласил нас поехать в лес, и знаете, никто не отказался. Вообще с Сергеем Васильевичем компания на природе всегда складывается. И отдыхаем замечательно, и шашлыки, бывает, жарим.
Предприятие промышленного железнодорожного транспорта – одно из старейших в городе, оно было создано в 1942 году как железнодорожный участок треста «Новотроицкметаллургстрой». Позже преобразован в Новотроицкое отделение железнодорожного хозяйства – НОЖДХ, а теперь это открытое акционерное общество. Мы как-то мало о нем писали, в последние годы – особенно. Предприятие, у которого на балансе локомотивы и подвижной состав, в начале 2000-х годов с трудом выживало и фактически было на грани банкротства. Достаточно сказать, что почти все локомотивы стояли на приколе и даже не ремонтировались.
Все изменилось, когда генеральным директором в ноябре 2009 года был назначен Александр Бастин, профессиональный железнодорожник, человек предприимчивый, энергичный, креативный, умеющий идеи воплощать в жизнь. Были заключены новые договоры на перевозки, открыто новое отделение – в Бузулуке, создан на предприятии отдел логистики. А главное, он руководствуется истиной, что под лежачий камень вода не течет и, если хочешь чего-то добиться, надо самому не сидеть сложа руки и ждать, что кто-то всё принесёт на блюдечке с золотой каемочкой. Надо действовать, шевелиться, искать пути решения проблем, думать о развитии, вкладывать в это силы и средства. Он сам не успокаивается и другим не дает покоя. При нем облик предприятия изменился до неузнаваемости. Облагорожена территория, сделан ремонт в здании офиса, созданы нормальные бытовые условия для персонала. У коллектива словно открылось второе дыхание, люди воспрянули духом, почувствовали вкус к работе.
Мы приехали на предприятие, чтобы рассказать о человеке, которому завтра, 12 мая, исполнится 50 лет, – о механике Сергее Васильеве. Именно в последние годы, когда предприятие стало активно развиваться, раскрылись его лучшие деловые и человеческие качества, он заявил о себе как хороший организатор.
У Сергея Васильева наработана своя компьютерная база, в которой – наиболее надежные поставщики. Вначале всякое бывало: и подводили его по срокам, и недоброкачественные запчасти присылали. Сразу разобраться, кто чего стоит, непросто: предприятия находятся в разных, не самых близких городах. Теперь-то и опыта стало больше, и есть понимание, кто есть кто.
Сергей Васильев умеет, если нужно, организовать выполнение ремонта в самые сжатые сроки. Недаром директор предприятия Александр Бастин отзывается о нем как о зрелом руководителе среднего звена. Это качество в коллективе смогли оценить, когда в декабре 2009 года был заключен договор с ЮУГПК, где готовились к пуску нового цементного производства и начинали делать запасы сырья. Уже 4 января предприятие промышленного железнодорожного транспорта должно было передать им в аренду действующий тепловоз. Задача не из легких.
– Что такое для механизма длительный простой? Любой, кто разбирается в технике, скажет вам, что неработающий механизм стареет быстрее, чем работающий, – объясняет Сергей Васильевич. – Наши тепловозы не один год стояли в бездействии, их нужно было буквально реанимировать. Нашли запчасти, людей подняли. Мы с машинистами тепловоза Сергеем Якуповым, Вячеславом Пойдой, Сергеем Зубковым и другими буквально дневали и ночевали в депо, даже в Новый год не уходили. Но к 4 января, как и было договорено, вывели локомотив на линию. Следующие готовили уже в более спокойной обстановке.
За каждый конкретный локомотив несет ответственность старший машинист, Сергей Васильев же отвечает за то, чтобы вся техника была в исправном состоянии, в том числе и та, что работает в отделениях далеко от базового предприятия. Он следит за тем, чтобы по графику проводились планово-предупредительные ремонты, профилактические осмотры, раз в месяц – техосмотры.
Чтобы выполнять весь объем работ, нужны опытные кадры. А где их нынче найти? Сам Сергей Васильев и сегодня с благодарностью вспоминает своего учителя Петра Яковлевича Лушкина, который в ПТУ-5 воспитал десятки, если не сотни высококвалифицированных машинистов тепловоза. Теперь ему самому приходится обучать молодых, передавать им свой опыт и навыки.
Но не единой работой жив человек. У Сергея Васильева собственный дом, который требует заботы, семья – у него трое детей. Старшие, Антон и Катя, уже взрослые, самостоятельные люди. Дома, при родителях, самый младший – Илья. Он растет таким же работящим, как папа. Летом захотел мальчишка велосипед. Мог бы отец купить ему, не проблема. Но посоветовал сыну: «А ты заработай деньги на велосипед сам». И попросил на своем предприятии взять мальчишку на летние каникулы на работу – газоны полоть и поливать, территорию убирать. Нетрудное это дело, вполне по силам пацану. Но работа есть работа, и он относился к ней ответственно.
Самым горячим увлечением Сергея Васильева являются охота и рыбалка. В сезон охоты он отпрашивается у директора и в компании друзей, таких же заядлых охотников, уезжает пострелять дичь. На работе знают: вернется он не только с добычей, но привезет и кучу охотничьих баек, рассказывать которые большой мастер.
А еще в коллективе ждут не дождутся осени, когда в выходные дни он организует для коллег выезд в лес по грибы. И не было еще случая, чтобы вернулись с пустыми ведрами.
Сергей Васильев – человек открытый, с хорошим чувством юмора. Он легко располагает к себе людей. И не потому, что ставит цель – обаять кого-то. Просто характер у него добрый, бесхитростный. И люди это чувствуют.
– Во время выборов Сергей Васильевич не первый год является председателем избирательной комиссии на участке №862, на Юрге, – рассказывает Алла Козлова. – И что мы заметили: к нему часто подходят старики, чтобы поговорить. Там, на Юрге, живет много пожилых людей. Есть совсем одинокие или такие, кто брошен своими детьми или обделен их вниманием. А им хочется с кем-то поговорить «за жизнь», рассказать о себе, поплакаться. После голосования они не спешат домой, а подходят к Сергею Васильевичу, и он их выслушивает, подбадривает, что-то советует. Он так внимательно и заинтересованно слушает, что им тепло и уютно, как рядом с родным сыном. Что еще нужно старому человеку?
В свои почти пятьдесят Сергей Васильевич имеет право уйти на пенсию: у него выработан вредный стаж. Но об этом даже неловко говорить. Он чувствует себя совсем молодым, полным сил. В пятьдесят жизнь только начинается, считает он, у человека открывается второе дыхание.
– Не уйду на пенсию, пока мы не купим еще пять тепловозов, – говорит он и улыбается. И поди пойми, серьезно говорит или шутит. Все-таки каждый новый тепловоз стоит недешево. Эти деньги не так-то просто заработать. Хотя чем черт не шутит! При том, какой разгон нынче берет предприятие, все это вполне может стать реальностью.
Светлана КРАВЦОВА.
Фото Виктора ШИТИНА.