Гвардеец труда. Новотроицк

Путь длиною в 65 лет. О юбилее – языком цифр, фактов, документов

5 ноября исполнилось 65 лет с того дня, как в нашем городе открылось трамвайное движение. В такой же свежий осенний день 1956 года на первый маршрут вышли четыре вагона, сцепленные по два: первый – моторный, второй – прицепной. 

Путь длиною в 65 лет. О юбилее – языком цифр, фактов, документов

По документам и печатным изданиям, находящимся на постоянном хранении в архиве Новотроицка, можно проследить историю рождения электротранспортной системы города. Мы расскажем о наиболее интересных фактах.

«Работа первой очереди»

Строительство металлургического комбината, которому предстояло стать градообразующим предприятием, предполагало и рост будущего города. Было ясно: постепенно обостряющийся вопрос доставки рабочих на предприятия и перемещения жителей по городу может обернуться серьезной проблемой.

В архиве хранится решение Оргкомитета Ново-Троицкого городского Совета депутатов трудящихся от 11 сентября 1947 года № 400 «Рассмотрение генерального проекта города Ново-Троицка». Пункт № 4 гласит: «Считать необходимым строительство трамвая для сообщения города Ново-Троицка с промышленной площадкой – работой первой очереди и просить Министерство Черной Металлургии о включении в генеральную смету строительства города расходов по осуществлению трамвая».

С чего всё начиналось

12 октября 1951 года состоялось техническое совещание при главном инженере ОХМК по вопросу проектирования трамвая в Новотроицке. В ходе заседания обсуждалось, где должна пролегать трамвайная линия. В итоге в протокол было внесено следующее решение: «Трасса первоочередной двухпутной линии трамвая рекомендуется от административного центра коксохимзавода вдоль южной границы площадки металлургического завода, мимо вокзала ж.д. станции Ново-Троицк, по улице Советской за лог Безымянный… Кроме этого, в первую очередь строительства должно входить ответвление к административному центру металлургического комбината».

17 октября 1951 года исполком горсовета принял решение «Об утверждении трамвайной трассы первой очереди строительства». Вот ее описание: «От Административного центра коксохимического завода вдоль южной границы промышленной площадки металлургического завода, мимо вокзала железнодорожной станции Ново-Троицк, по улице Советской до лога Безымянный, с поворотом на север вдоль восточной границы лога, и далее – по улице между кварталами № 9 и № 10 до пересечения с Северной продольной магистралью; пересечение с Аккермановской веткой Оренбургской железной дороги и «Шлаковой» железнодорожной веткой металлургического комбината запроектировать в разных уровнях».

Факт:
Проектная организация «Гипрокоммундортранс» (г. Москва) в июле 1954 года разработала проект трамвайной линии первой очереди строительства от остановки «Управление комбината» (КХЦ) в сторону города протяженностью 12 км в однопутном исчислении  и выдала типовой проект тяговой подстанции №1.

Строительство трамвайной сети и благоустройство

Трамвайная линия, остановочные площадки – все это должно было органично вписаться в облик города. Поэтому строительство трамвайной сети велось параллельно с благоустройством. Из документов фонда исполнительного комитета Новотроицкого городского Совета депутатов трудящихся мы узнаем, что 7 июня 1955 года состоялось совещание при председателе исполкома, в ходе которого рассматривались вопросы благоустройства города.  Пункт «Трамвай» был первым и, очевидно, основным. Ход работ разбирался подробно вкупе с задачами общего обустройства и текущего строительства. В частности, отмечалось, что «Уралспецстрой» начал правильно – со стороны больничного городка. ...Уборка мусора и ограды – эти работы должны вестись параллельно с прокладкой трамвайных путей… Кроме того, трамвай нужно вести до ст. Ново-Троицк 2, чтобы связать и Западный район. Работать необходимо в две смены».

25 мая 1955 года состоялось заседание исполкома горсовета, на котором было принято два важных для развития трамвайного хозяйства в Новотроицке решения.

В решении № 130 «Об отводе земельного участка под строи-

тельство трамвайного парка» говорится: «Отвести территорию под строительство трамвайного  парка  в районе между вокзалом и администрацией коксохимцеха площадью 9 га, ограниченной железнодорожными ветками на коксохимцех, шлаковые отвалы и районной дорогой». 

В решении № 133 «Об отводе трассы под строительство трамвайных путей» указано: «Разрешить Орско-Халиловскому меткомбинату строительство  трамвайных путей на две колеи от коксохимцеха по улице Советской до Безымянного лога протяженностью 20 км».

В протоколе 14 сессии Ново-Троицкого городского Совета депутатов трудящихся от 16 мая 1956 года приведены такие высказывания народных избранников: «При хозяйском использовании выделенных государством средств и местных возможностей мы в состоянии значительно улучшить условия жизни трудящихся города и сделать его красивым» или «Первоочередными работами этого года нужно считать строительство трамвая и полное благоустройство Советской улицы, где уже начаты работы…

Строительство трамвая согласно взятым обязательствам мы должны были закончить в первом полугодии. Если сейчас не принять срочные меры к усилению темпов работ, то сроки по завершению строительства трамвая окажутся под угрозой срыва».

В сентябре народные избранники решили вопрос о трамвайных остановках. К слову, вопрос этот постоянно уточнялся, исходя из потребностей расширяющегося города.

Всё по правилам

В октябре были утверждены правила пользования трамваем в городе Ново-Троицке. Они регламентировали порядок входа и выхода пассажиров, оплату проезда и провоза багажа, ответственность пассажиров.

Приведем цитату: «Пассажиры обязаны, не ожидая требований кондуктора, получить проездной билет и оплатить стоимость провоза багажа по установленному тарифу».

Правила со временем изменялись, дополнялись. Возьмем, к примеру, правила, утвержденные исполкомом от 5 февраля 1980 года. В них оговаривается, что «шесть передних мест в каждом вагоне трамвая предназначаются для пассажиров с детьми, беременных женщин, инвалидов и престарелых», «пассажиры при входе в вагон должны закомпостировать абонемент и оплатить стоимость багажа по установленному тарифу». Кстати, уже тогда заговорили о необходимости расширения предварительной продажи проездных билетов.

Праздник для всех

Итак, 5 ноября 1956 года на улицах Новотроицка впервые появились трамваи. «Ранним ноябрьским утром, привлекая внимание прохожих, и особенно ребятишек, по Советской с мелодичным перезвоном промчался первый трамвай. Он дошел до коксохимического цеха, блеснул на повороте свежей краской и направился обратно к больничному городку».

В честь пуска трамвая состоялся митинг трудящихся. Это событие было описано в городской газете «Гвардеец труда», подшивки которой находятся в архиве Новотроицка на постоянном хранении.

Сложно сказать, кто первым назвал наличие трамвая одним из главных отличительных признаков города. Но и сложно поспорить с тем, что даже сегодня, когда потребности в скорости, количестве и комфорте перемещений человека возросли, трамвай продолжает оставаться королем общественного транспорта.

ДАТЫ И СОБЫТИЯ:

- в 1957 году завершается строительство депо по проекту Гипрокоммундортранса;
- в 1967 году прокладывается трамвайный путь до фасонно-литейного цеха ОХМК;
- в 1969 году укладывается трамвайный путь в Западный район (маршрут «ФЛЦ» – «Рынок»);
- в 1972 году трамвайная линия прокладывается до остановки «Магазин «Новотроицк»;
- в 1979 году трамвайное управление получает новое депо;
- в 2001 году трамвайное управление выведено из структуры ОАО «НОСТА» (ОХМК) и начинает функционировать как самостоятельное предприятие.