Гвардеец труда. Новотроицк

Услышать каждого

Общественная приёмная Уполномоченного по правам человека в оренбургской области возобновила работу в Новотроицке

Услышать каждого

Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов назначил руководителя общественной приёмной в нашем городе. Им стала Юлия Красных, с которой встретился наш корреспондент.


– Юлия Геннадьевна, почему выбор пал именно на вас?

– Руководителю судить. О себе могу лишь сказать, что я коренная новотройчанка, юрист по образованию. После окончания вуза работала в городской прокуратуре. Анатолий Михайлович в те годы возглавлял областную. Профессиональные знания плюс жизненный опыт в такой должности, согласитесь, играют не последнюю роль.

– Вы взвалили на свои плечи большую ответственность. В чём суть вашей нынешней работы?

– Права и свободы человека неслучайно так подробно изложены в Основном законе Российской Федерации. Но, к сожалению, и это не секрет, – в реальной жизни они нередко нарушаются. Уполномоченный по правам человека обязан не допускать этого.

В своей деятельности он не только независим, но и не подотчётен государственным органам, должностным лицам. Для него главное – это правовое просвещение, а также содействие восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина. Разъяснения гражданам даются по жалобам о несогласии с судебными решениями, а также по предмету спора между физическими или юридическими лицами. При этом есть то, что уполномоченный не вправе делать. В законе «Об уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» это четко оговорено. К примеру, он не имеет права давать указания должностным лицам, органам власти, вмешиваться в деятельность суда, прокуратуры, правоохранительных органов, органов следствия и дознания, требовать отмены или изменения судебных решений. Он не принимает жалобы на решения Законодательного Собрания Оренбургской области, а также на повторные по одному и тому же вопросу, по которому уже давался ответ заявителю. Анонимные обращения также вправе не принимать.

Ещё раз хочется обратить внимание: уполномоченный по правам и свободам человека не заменяет функции того или иного органа власти, а содействует восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, помогает устранять конфликты между чиновником и заявителем, а также снимать социальную напряжённость. Для этого он может дополнять существующие средства защиты прав и свобод гражданина, о которых стороны, к примеру, могут и не знать. Надо сказать, правовая грамотность у нашего населения ещё далека от совершенства.

– Сегодня с тем или иным вопросом люди обращаются ещё и в Интернет...

– Ох, уж этот Интернет!.. К той информации, которую он изливает как из рога изобилия, необходимо относиться осторожно. Иной раз встретишь такие советы и предложения, от которых у подготовленных правоведов голова идет кругом. Зёрна от плевел может отличить лишь профессионал, поэтому делайте выводы…

– За время работы в новой должности с какими обращениями чаще всего приходилось сталкиваться?

– Жилищно-коммунальные проблемы на первом месте. Свежий пример. Две женщины обратились с жалобой на то, что сосед незаконно сдаёт квартиру, жилец нарушает закон о тишине. Пришлось разбираться в ситуации. Была на днях жалоба, что на улице отсутствует освещение. Пришлось и здесь ставить точки над «и». Коронавирусная пандемия порождает много жалоб и заявлений. Люди жалуются, что не работают кружки дополнительного образования, Ледовый дворец «Победа» закрыт... Терпеливо объясняешь каждому, что карантин на проведение занятий, спортивных мероприятий – не прихоть чиновников, а необходимость.

Судя по обращениям, придётся чаще всего решать проблемы прав и свобод граждан в сфере ЖКХ, трудовых споров, невыплаты заработной платы, медицинских услуг... Тут жизнь полна всяких непредвиденных ситуаций.

В нашем городе три пенитенциарных учреждения. Понятно, людям, отбывающим наказание, хочется раньше вырваться на свободу. Жалобы на несправедливое решение суда, плохое содержание – обычное явление. Сложно во всём этом разбираться, но закон не позволяет игнорировать такие заявления, отложить, как говорят в таких случаях, под сукно. 

– Из-за пандемии обращения, жалобы к вам поступают чаще по телефону…

– Приём граждан с глазу на глаз, конечно же, предпочтительнее. Раньше наша приёмная находилась в 41-м кабинете горадминистрации. Очень надеюсь, городская власть найдёт возможность там её снова открыть. 

А пока бесплатные консультации новотройчане могут получить каждый четверг с 13 до 15 часов по телефону: 8-961-922-04-34.

Николай ЗЕЛЕНЮК.