Гвардеец труда. Новотроицк

Призвание – учить

Публикация в газете "ГТ" от 2 февраля 2022 года.

Призвание – учить

Учитель химии Ирина Стрижова в нашем городе человек известный. Новотройчанка закончила школу № 6 с серебряной медалью. После окончания естественно-географического факультета с красным дипломом, вернулась в родную школу. Свой предмет любит до самозабвения. О работе … Здесь сделаем паузу. Наверное, о таких людях когда-то писал китайский философ: «Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни». 

Почему у Ирины Алексеевны работа в радость? Попытаемся понять.

Наставники

Школьные годы... У всех они проходят по-разному и дороги у выпускников разные. Ирина Алексеевна могла поступить, за редким исключением, в любой вуз – серебряная медаль давала такую возможность. Она же решила связать свою судьбу с профессией учителя.

Когда окончила школу, в городе открылся филиал Московского института стали и сплавов, – так начался начался наш разговор. – Мой классный руководитель – Валентина Ильинична Жук, зная мои математические способности, посоветовала подать документы в этот вуз. Но разве могла я изменить своей мечте? А уроки химии?.. Предмет, в который как не влюбиться, да ещё когда преподает его талантливый педагог, а именно таким учителем была Лидия Григорьевна Киселёва.

...И вот вступительные экзамены в Оренбургский педуниверситет. Экзамен для медалистки в форме собеседования. Вопросы – ответы. Отлично! Ну а на «десерт»: у каких животных зубы растут всю жизнь? Следующий: а какая кость черепа у человека подвижна? И эти вопросы с подвохом абитуриентку не смутили.

Студенческая жизнь началась. Как поется в задорной песенке, «от сессии до сессии живут студенты весело»… Это в песенке, а на самом деле учиться в вузе надо без оглядки, чтобы потом не бегать на пересдачу экзамена, когда для твоих товарищей он уже далеко позади. 

Преподаватели с учёными званиями, не берусь даже называть фамилии, чтобы кого-то не обидеть, – вспоминает студенческую пору Ирина Алексеевна. – Каждая лекция, семинар, практическая работа – открытие за открытием. А какая группа у нас была? Дружная, сплочённая. Если кто-то на экзамене «подкачал», беда – на всех одна. Но и радости были на всех. Проходят годы, а мы себя по-прежнему ощущаем студентами. Поначалу писали письма, теперь интернет, мобильная связь не дают друг друга забыть. В Оренбурге живёт сокурсница, так с ней и сейчас дружим семьями.

По окончании вуза перед Ириной Алексеевной не стоял вопрос: куда ехать. Только в родной город и в родную школу №6, в которой, кстати, в это время появилась вакантная должность преподавателя химии. Впечатление от встречи со вчерашними учителями такое, будто никуда не уезжала, а всё время была с ними. Началась трудовая деятельность. Не забыть первых уроков. За поурочными планами засиживалась до глубокой ночи. Без помощи коллег тут не обойтись.

Многому у них научилась, всегда буду им благодарна за то, с какой щедростью делились они со мной своим опытом. Любови Ивановне Юлусовой – особый поклон, потому как в методике преподавания она – настоящий профессионал. Шесть лет пролетели в родной школе, как пушинка на ветру. И вдруг новость: в начальную инженерную школу, которая набирает учеников, желающих связать свою трудовую деятельность с техническими специальностями, нужен учитель химии. Программа углубленная, а потому и преподаватели должны быть на высоте. Я – в раздумьях. Уйду – обиды родного коллектива не миновать. Но Лидия Григорьевна Киселева, мой учитель химии, даёт совет: если хочешь расти в профессии дальше, то, конечно же, иди... 

Ирина Алексеевна последовала совету умудрённого опытом человека. Директор НИШ Нина Евгеньевна Москаленко сформировала хорошо подготовленный в профессиональном отношении коллектив. Вместе с тем, Ирина Алексеевна понимала, что придется иметь дело со способными и целеустремлёнными ребятами. Уж они явно не дадут расслабляться своими вопросами, почему так и отчего не эдак. Придётся не только учить, но и самой учиться, постоянно рыться в новинках учебной литературы, совершенствовать методику преподавания. Работать было сначала сложно, но и интересно.

У каждого преподавателя  есть чему учиться, но наибольший опыт перенимаешь у учителя того предмета, который сам преподаешь, – считает Ирина Алексеевна. – Для меня на новом месте работы таким авторитетом стала Людмила Александровна Брылёва, которая могла каждый урок превратить в настоящую феерию. Она, без всякого преувеличения, зажигала ребят своими знаниями, умением объяснить материал чётко, ясно и интересно. К тому же, и наш предмет – сплошные открытия, особенно на практических занятиях, когда одно химическое вещество превращается на твоих глазах в другую субстанцию.

Начальная инженерная школа преобразовалась в среднюю школу с углубленным изучением предметов, затем стала лицеем №1. Приходили и уходили ученики, а в нашем учительском коллективе менялась картина лишь тогда, когда кто-то уходил на заслуженный отдых. Новое пополнение быстро становится своим. Учителя – дружные, настоящие профессионалы. Работать в таком коллективе, конечно же, в радость. 

Ученики

Они удивительно интересны, каждый со своим характером, поведением, порой доходящим до чудачества, но ведь тем и интересен наш мир, – говорит Ирина Алексеевна. – Что скрывать, многих приходится наставлять из года в год на путь истинный, тратить на это немало своей энергии. Но зато как приятно, когда после окончания учёбы они находят себе дело по душе, пишут благодарственные письма, а при встречах обнимают тебя, как самого близкого человека. Нет, что не говорите, а в профессии учителя есть что-то божественное...

Преподаватель был готов о каждом своем выпускнике поведать целую историю, кто каким был, каким стал. Но, как это бывает, всегда хочется услышать о тех, кем учитель не может не гордиться. Это так называемые стобалльники. Их Ирина Алексеевна попросила назвать в газете поимённо, чтобы таким образом выразить им благодарность за то, что учились на совесть, для других учащихся были примером. Первым стобалльником по химии был Влад Ногин, он окончил знаменитый московский физтех. Ирина Алексеевна спросила: почему не выбрал химико-технологический вуз?

Пошел сдавать химию не для поступления в вуз, а для удовольствия. Был влюблён в ваш предмет и то, как вы его преподавали, – последовал ответ...

Профессии, где предмет химии имеет первостепенное значение, выбрали Инна Попова, Анастасия Бырдина, Андрей Галушин, Екатерина Курзина, Диана Садыкова, Михаил Руцкой, Екатерина Ермакова. Свои двери им открыли МГУ, РХТУ, РУНиГ, НГУ. Очень высоких результатов по химии добились Анна Васильева, Андрей Шахмуть, Дарья Нечаева, Ксения Галкина, Алексей Попов, Алина Мацвай, Анна Щипакина, Сергей Гусев и многие другие выпускники, связавшие свою жизнь с химией. Когда ребята выбирают предмет учителя как часть своей профессии, это дает стимул работать дальше.

Какому преподавателю не хочется, чтобы его ученики пополняли ряды стобалльников! По заслугам – честь и награды. У Ирины Алексеевны они самой высокой пробы.

Награды

Медаль «Наставник будущих учёных» для меня очень дорога, – говорит И.Стрижова. – Её вручил мне Всероссийский благотворительный фонд «Династия». Интересно проходил отбор лауреатов. Среди студентов вузов проводился опрос, кто из учителей во время учёбы положительно повлиял на становление их как личности, и на выбор профессии. Так был сделан своеобразный народный рейтинг. То, что я оказалась в числе лучших, для меня было приятной неожиданностью.

В числе дорогих наград педагога – медаль к 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева. За большой вклад в популяризацию химии как науки. Такой же чести была удостоена и Людмила Александровна Брылёва. Медаль вручали в Москве, в торжественной обстановке, в Российском химико-технологическом университете им. Д.И.Менделеева. А ещё, как сказала Ирина Алексеевна, в её портфолио памятная медаль «За вклад в развитие образования», Грамота Министерства образования Российской Федерации.

Самая крупная, в буквальном смысле, награда – автомобиль, подаренный губернатором Оренбургской области в 2012 году как лучшему учителю года.

Ирина Алексеевна дважды становилась победителем Всероссийского приоритетного национального проекта «Образование».

В минувшем году её удостоили ещё одной награды. Она стала лауреатом премии губернатора Оренбургской области. 

Я хорошо осознаю: любая награда – это заслуга не только награжденного. К каждой моей медали, грамоте приложили частицу труда те, кто помогал мне осваивать профессию педагога, и, конечно, мои ученики. Ведь благодаря их любознательности, стремлению открывать что-то новое, и я стараюсь не отстать от времени. И сейчас стремлюсь к этому. В ноябре прошлого года в Томске проходила межрегиональная дистанционная олимпиада учителей в области химического образования. Я участвовала и получила Диплом победителя.

* * *

Как говорится, не прибавить не убавить. Напрашивается вопрос, когда же находит увлечённый педагог время для личной жизни. Где отдыхает, чем увлекается? И тут рассказ получился не такой подробный. Ведь во время учебного года учитель, как на производстве с непрерывным процессом. Даже в каникулы приходится много работать: подготовка к олимпиадам, экзаменам, дополнительные занятия, мероприятия...

Летние каникулы, – говорит Ирина Алексеевна, – являются более-менее полноценной отдушиной. Провожу время с семьёй на даче, стараюсь выбраться поближе к природе. Есть время что-то почитать из приключенческой литературы – к ней больше у меня лежит душа. Ну а дальние путешествия не очень люблю, предпочитаю отдыхать в России. Страна у нас великая, природа сказочная, ей нельзя не восхищаться. Об этом не перестаю говорить своим ученикам. А ещё постоянно им напоминаю: не важно, какому делу вы себя посвятите, главное – стать хорошим человеком !

Николай ЗЕЛЕНЮК.