Прошло очередное заседание Законодательного Собрания области. Повестка дня была насыщенной – около 100 законопроектов. Ежегодный отчет о результатах деятельности правительства Оренбургской области, который представил губернатор -- председатель правительства Ю.Берг, стал одним из основных вопросов первого дня заседания. Напомним: обязательность отчета главы региона перед депутатским корпусом о работе исполнительной власти была законодательно закреплена в 2010 году в Уставе (Основном законе) области.
Обращаясь к депутатам, Юрий Александрович сказал:
-- Это вторая за последние несколько дней встреча, где мы обсуждаем итоги прошедшего года и говорим о дальнейшем развитии области. В процессе работы будем делать это еще не раз, но сегодня, в соответствии с действующим законодательством, я представляю вам отчет об итогах работы правительства, социально-экономическом развитии Оренбургской области за 2011 год. В своем выступлении я также постараюсь ответить на те вопросы, которые вы задали мне накануне.
Итак, магистральное направление работы правительства – устойчивое развитие экономики региона. Цифры дают основания считать, что в ней наметились устойчивые тенденции, способствующие ускорению экономического роста. В сравнении с 2011 годом на 42 процента выросло производство продукции сельского хозяйства, на 9 процентов – оборот розничной торговли, платных услуг – на 5 процентов, ввод жилья – на 27. Рост промышленного производства в 2011 году составил всего 0,6 процента. Это мало, но по ситуации – объективно. Дело в том, что 2011 год стал для оренбургской промышленности годом акклиматизации после кризиса. О том, что негативное влияние кризиса индустриальному сектору преодолеть удалось, свидетельствуют итоги первого квартала 2012 года, по которым рост промышленного производства в сравнении с аналогичным периодом 2011 года составил более 2-х процентов в самом сложном квартале года – первом.
Правительство области последовательно занимается созданием в регионе комфортного климата для инвестиций. Для этого сегодня работает корпорация развития Оренбургской области. Она уже вплотную занимается содействием в реализации ряда крупных инвестпроектов. Среди ее клиентов – Тюльганский «Оренбургуголь», НПО «Южный Урал», Буруктальский никелевый завод и другие. В области принят целый ряд новых инвестиционных законов, утверждена Концепция улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области, регион активно позиционирует себя как ответственный партнер для бизнеса и инвестиций. Развитие экономики обеспечивает модернизация действующих и создание новых промышленных производств. В качестве примера модернизации и технического перевооружения можно привести такие предприятия, как МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ», Бузулукский механический завод, «Газпром добыча Оренбург», ТНК-ВР, «Уральская Сталь», десятки других производств.
Создание новых производств сегодня происходит на площадке компании «Джон Дир» в Оренбурге, на Орском вагонном заводе, в Беляевке на базе гипсового рудника, на промплощадке цементного завода в Новотроицке и так далее. В агропромышленном комплексе области разработаны и запланированы к реализации в 2011-2015 годах 36 инвестиционных проектов общей стоимостью 42 млрд. рублей. Только в 2011 году объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы области, составил более 107 млрд. рублей. Оренбуржье третье в ПФО по объему собственных инвестиций в основной капитал и на 20-м месте в России по объему иностранных инвестиций в экономику региона.
Задавая вопрос об инвестициях, депутаты от фракции ЛДПР справедливо называют строительство международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» самым масштабным инвестиционным проектом Оренбургской области. Именно поэтому на его реализации сконцентрировано максимум внимания правительства. С Минтрансом подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве по строительству новой автомобильной дороги – участка МТК по территории Оренбургской области с последующей эксплуатацией её на платной основе. Это около 200 платных километров по территории области. Правительство разрабатывает документацию для подготовки проекта маршрута, строительство которого начнется в 2014 году, и параллельно занимается передачей в федеральную собственность дороги от Сагарчина до Оренбурга. Эта трасса направлением на Казань станет частью альтернативного маршрута международного транспортного коридора. Таким образом, Оренбургская область получит сразу две трассы международного уровня, вокруг которых будет формироваться новая инфраструктура. Кроме того, правительство сегодня активно прорабатывает вопрос создания на территории области транспортно-логистического центра, который важен для экономики области не меньше, чем сам транспортный коридор.
Возвращаясь к сугубо экономическим темам, хотел бы отметить, что процесс совершенствования оказания государственных и муниципальных услуг населению идет по намеченному графику. В области уже работают три МФЦ – в Оренбурге, Новосергиевке и Бугуруслане. В ближайшее время такие центры будут созданы в Орске и Бузулуке. Принята соответствующая целевая программа, призванная снизить административные барьеры и повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг.
Четко работает система открытых электронных аукционов. В прошлом году через нее было размещено более 2 300 государственных заказов для нужд Оренбургской области. Это более половины всех размещенных заявок. Экономия бюджетных средств в результате торгов составила более 370 миллионов рублей.
Комплексные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства являются одним из ключевых элементов региональной экономической политики.
Областным правительством разработана и утверждена новая, седьмая по счету, программа развития бизнеса в регионе на период 2012-2014 годов. Предпринимателям предоставляются гранты на создание собственного бизнеса. Ведется субсидирование процентных ставок по кредитам, субсидирование части затрат по договорам лизинга, осуществляется развитие гарантий и поручительств по кредитным обязательствам, работает система микрофинансирования. Результат предпринятых действий – объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в прошлом году увеличился на 7 процентов и составил порядка 2 миллиардов рублей.
Отличную динамику продемонстрировал в прошлом году наш аграрный комплекс. Прибыль получили 370 крупных и средних сельхозпредприятий, а это без малого 80 процентов всех предприятий против 46 процентов в 2010 году. Объем производства продукции всеми категориями хозяйств в действующих ценах за 2011 год составил около 72 млрд. рублей (142,2% к уровню 2010 года). Всего в 2011 году на поддержку агропромышленного комплекса области направлено 3,8 млрд. рублей, в том числе: из областного бюджета – 2,4 млрд. рублей, из федерального бюджета – 1,4 млрд. рублей.
И чтобы далеко не уходить от сельской темы, сразу отвечу на вопросы депутатов фракции КПРФ о том, какие меры предпринимаются в области по развитию АПК и села в целом? Ставку будем делать на развитии мясного скотоводства, подчиняя этому часть существующих и львиную долю вновь образованных ресурсов. Что же касается мер по развитию сельхозпроизводства и сельской инфраструктуры, то этой цели (помимо традиционных мер поддержки села) служит государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013-2020 годы». Проект программы проходит последние согласования. Общий объем финансирования программы -- порядка 40 миллиардов рублей.
Целевые показатели программы – рост валового сбора зерна к 2020 году должен увеличиться до 3,5 миллиона тонн, или 38 процентов к уровню 2010 года. В 2,5 раза должен увеличиться сбор семян подсолнечника. Минимум на 20 процентов – производство мяса, на 11 процентов – молока. В этой же программе предусмотрено решение вопросов социального развития села – жилищное строительство, ремонт и реконструкция дорог, социальных объектов и многое другое.
Депутаты от «Единой России» подняли еще один крайне актуальный вопрос – об организации сбыта сельскохозяйственной продукции, которую производят на фермерских и личных подсобных хозяйствах. Да, проблема сбыта существует, и правительство намерено ее решать. Для этого разработан проект государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013 - 2020 годы». Документ предусматривает дальнейшее развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства и животноводства. Должны быть отремонтированы действующие и появиться новые продовольственные рынки, будем расширять практику ярмарок выходного дня, усиливать деятельность сельскохозяйственных кооперативов. В области уже начала работать электронная торговая площадка для сельхозтоваропроизводителей «Агроторг56».
В строительной отрасли Оренбургская область в прошлом году добилась действительно передовых успехов. Общая площадь введенного жилья за 2011 год составила 743 тысячи квадратных метров, что на 26% выше, чем в 2010 году. По темпам роста ввода в действие жилых домов в 2011 году область находилась на 2 месте среди субъектов ПФО и на 9 месте в России. Наибольший рост строительной активности наблюдался в Беляевском, Кваркенском, Красногвардейском, Октябрьском, Первомайском, Северном районах и городах Абдулино, Гае, Кувандыке. В явных аутсайдерах только Ясненский район, где ввод в действие жилых домов в 2011 году не осуществлялся.
Фракция «Единая Россия» адресовала мне вопрос об обеспечении жильем молодых оренбуржцев. По мнению депутатов, в настоящей редакции областная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» больше похожа на программу по обеспечению жильем многодетных семей и инвалидов, потому что приоритет отдается именно этим категориям. Есть в этом упреке рациональное зерно, но пока при существующем объеме финансирования (он высокий, но в масштабах потребности все равно недостаточный!), считаю нецелесообразным менять приоритеты. Многодетная семья или семья с ребенком-инвалидом априори больше нуждается в господдержке. Другое дело, что необходимо увеличивать финансирование этой программы, чтобы меньше было отказов в выдаче субсидий и сертификатов. И такую задачу на ближайшие годы я перед правительством поставил.
Подытоживая раздел экономических итогов, отмечу, что средняя зарплата по региону в прошлом году составила более 17 тысяч рублей, что на 12 процентов больше, чем в 2010 году.
При этом безработных у нас меньше, чем во многих регионах ПФО и страны в целом. Уровень официальной зарегистрированной безработицы – 1,2 процента. В регионе чуть более 12 тысяч безработных на более чем 16 тысяч вакансий.
Уважаемые депутаты! Экономика региона позволила в 2011 году привлечь в бюджеты всех уровней 156 миллиардов рублей. Это на 37 процентов больше, чем в 2010 году. В консолидированный бюджет области было направлено 53 миллиарда.
В доходах федерального бюджета консолидируется 66,1 процента всех собранных на территории области налогов, в бюджет области зачисляется 33,9 процента. И сегодня перед правительством области поставлена задача выровнять этот крен за счет возврата денег из федерального бюджета более активным участием области в федеральных программах.
Расходы из бюджета области в отчетном году произведены в сумме 78,7 миллиарда рублей – на 10 миллиардов больше, чем в 2010 году. 68 процентов этих средств было направлено на социальную сферу, и это также на 15 процентов больше уровня 2010 года.
Система образования области в прошлом году получила более чем 20-миллиардное финансирование. Плюс 2,8 миллиарда к уровню 2010 года.
Эти деньги позволили повысить зарплату учителям школ, дошкольного и дополнительного образования на 30 процентов, отремонтировать более 150 школ, провести реконструкцию и ремонт более 20 дошкольных учреждений, полностью решить проблему обновления автобусного парка, обеспечить почти стопроцентный охват школьников горячим питанием и многое другое.
Около 20 миллиардов рублей из консолидированного бюджета области направлено на содержание и развитие системы здравоохранения. И это на 3 миллиарда больше, чем в 2010-м. Показатель объема средств, направляемых из бюджета на здравоохранение в расчете на одного жителя, у нас один из самых высоких в ПФО. Только по программе модернизации на ремонт и оснащение лечебных учреждений в минувшем году израсходовано более 5,5 млрд. рублей бюджетных средств. Работа в этом направлении продолжится и в дальнейшем.
В 2011 году отремонтировано более 103 отделений в 68 городских и районных больницах и поликлиниках, в рамках ведомственной программы модернизации проведен ремонт в 33 больницах и диспансерах, открыто 3 новых учреждения, приобретено более полутора тысяч единиц высокотехнологичного медицинского оборудования.
Динамично растут расходы консолидированного бюджета на социальную политику. 14 миллиардов рублей – таков общий объем средств на эти цели. Из них почти 11 миллиардов – меры соцподдержки гражданам. С 2011 года введены дополнительные выплаты семьям, имеющим детей, в части выплаты регионального материнского капитала. Десятки семей уже воспользовались этой мерой поддержки. Более чем в 2 раза были увеличены размеры детских пособий. Возросло количество граждан, имеющих звание «Ветеран труда» за счет снижения стажа работы, дающего право на присвоение звания. Увеличены размеры ежемесячных денежных выплат труженикам тыла, ветеранам труда и реабилитированным гражданам.
Уважаемые коллеги, в своем недавнем докладе я подробно говорил, какие меры предпринимает правительство области по развитию сети спортивных и культурных учреждений, улучшению условий труда работников этих сфер.
При этом у депутатов от фракции «Справедливая Россия», а в первую очередь – у самих бюджетников, остаются вопросы относительно невысокой заработной платы, например, в социальной сфере или дошкольном образовании. О том, сколько за прошедший год было сделано для поддержки бюджетников, в том числе по повышению зарплаты, вы знаете не хуже меня. Мы вместе принимали ответственное решение взвалить эти расходы на областной бюджет.
Первое повышение на 6,5 процента состоялось 1 января 2011 года, оно было для всех бюджетников. А затем во втором полугодии поэтапно мы повысили зарплату школьным учителям, работникам культуры, дополнительного и дошкольного образования, социальным работникам. Уже с 1 января текущего года на 30 процентов увеличены должностные оклады педагогических работников областных государственных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Фонд оплаты труда работников учреждений здравоохранения, не получающих надбавки в рамках нацпроекта «Здоровье» и программы модернизации, повышен на 15 процентов. Дополнительные расходы областного бюджета на эти цели в 2012 году составят 2,5 млрд. рублей.
До конца 2012 года планируется довести среднюю заработную плату учителей до средней заработной платы по экономике области. Повышение продолжится и в 2013 году. Эти и другие меры позволят нам переломить ситуацию и вознаградить за труд людей достойнейшей профессии.
Кстати, мероприятия по повышению заработной платы бюджетников доминировали и по результатам проведенного в прошлом году обсуждения «Народного бюджета», о котором спрашивают меня депутаты от КПРФ. Предложения людей, принявших участие в обсуждении «Народной программы», вошли в различные целевые и ведомственные программы. Если говорить в конкретных цифрах и объектах, то это и миллиард на муниципальные дороги, о которых люди говорили на каждой встрече, театры на востоке и западе области, целый перечень физкультурно-оздоровительных комплексов в районных центрах, водоснабжение райцентров, пособие на детей, детские сады, расширение поддержки малого предпринимательства и многое другое.
Я не случайно в самом начале разговора о бюджете отметил, что прирост расходной части в 2011 году составил беспрецедентную сумму – более 10 миллиардов рублей. Мы с вами принимали рискованный бюджет – дефицит был на грани разрешенного Бюджетным кодексом. Но мы выполнили все обязательства, сумев при этом увеличить доходную часть, умело распорядиться средствами и сократить, таким образом, дефицит бюджета по итогам года до исторического минимума – менее одного миллиарда рублей.
Среди вопросов, заданных мне накануне отчета, была еще одна тема – экология и проблема утилизации отходов потребления и производства.
Действительно, экологическая обстановка в Оренбургской области остается напряженной. Всем известно, что это – последствия скопления на территории региона большого количества вредных производств. Сегодня все предприятия – это частная собственность. Их экологическая деятельность регламентируется только личной ответственностью владельца и российским законодательством. Но понимая, что собственники далеко, а люди живут здесь и сейчас, правительство области в рамках своих полномочий принимает меры по улучшению сложившейся ситуации.
В области действуют областные целевые программы экологической направленности -- «Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2011–2015 годах», программа «Отходы на 2011--2016 годы». Мероприятия, которые были выполнены в рамках этих программ, профинансированы в 2011 году более чем на 5 миллиардов рублей. Не стану их перечислять, информация есть на портале правительства.
Скажу только, что векторными в экологической работе правительства остаются три направления – содействие внедрению современных безопасных технологий производства на промышленных предприятиях, организация современных площадок для переработки отходов и постоянный мониторинг окружающей среды.
Техническое перевооружение, одна из задач которого – снижение выбросов, сегодня ведется на большинстве оренбургских предприятий. Это и никелькомбинат, и ОНОС, и «Уральская Сталь», цементные и машиностроительные заводы, и наши ресурсодобывающие предприятия. Уверен, в ближайшие годы не только результаты мониторингов, но и наши собственные легкие подтвердят, что воздух становится чище.
Организация сбора и переработки ТБО – тема номер один в работе. Не раз докладывал, какая проведена работа по поиску инвестора под строительство мусороперерабатывающих предприятий близ крупных городов области. Тема сложная и крайне затратная. Тем не менее, думаю, уже в ближайшее время выйдем на конкретные договоренности. Мониторинг экологической ситуации осуществляет широко развитая сеть регионального государственного экологического надзора.
В настоящее время в городах Оренбурге, Орске, Новотроицке, Медногорске, Кувандыке, других территориях области круглосуточно функционируют 24 автоматические станции контроля атмосферного воздуха. Для оперативного реагирования на сообщения о фактах загрязнения атмосферного воздуха действуют 7 передвижных экологических постов. Результаты заборов проб становятся поводом для прокурорских проверок, судов и наложения штрафов.
Заверяю вас, работа по улучшению экологии будет продолжена с привлечением всех возможных финансовых и административных ресурсов.
Уважаемые депутаты!
За два года работы в должности губернатора я встретился с тысячами оренбуржцев, проехал всю область, лично познакомился с руководителями и собственниками большинства предприятий и хозяйств области. И совершенно точно знаю – невыполнимых задач нет. Все вопросы решаемые. У правительства есть четкое понимание основных задач на период полномочий, и мы намерены их выполнить. Объединение усилий всех сил общества, общая работа на результат многое сделают возможным.