Гвардеец труда. Новотроицк

«Непарадные портреты»

«Непарадные портреты»
В издательстве «Вагриус» (Москва) вышла книга нашего земляка,  политического обозревателя газеты «Комсомольская правда» Александра Гамова «НЕпарадные портреты», где под одной обложкой собраны «неформальные» интервью с яркими представителями политической элиты нашей страны Виктором Черномырдиным, Павлом Бородиным, Борисом Немцовым, Владимиром Жириновским, Рамзаном Кадыровым, Сергеем Степашиным, Сергеем Шойгу, Владимиром Путиным, писателем Александром Прохановым. В книге также представлены «непарадные женские портреты»  Людмилы Путиной, Джахан Поллыевой, Валентины Матвиенко, Любови Слиска. В заключительной главе (она подготовлена в соавторстве с журналисткой Любовью Гамовой) публикуются проникновенные беседы с народной артисткой Советского Союза Нонной Мордюковой, страницы из дневника великой актрисы, редкие фотографии и документы. Это уже третья книга журналиста, поскольку ранее двумя изданиями (второе – расширенное и дополненное) вышла книга А.Гамова «Хотели как лучше…», посвященная еще одному оренбуржцу, автору многочисленных крылатых выражений Виктору Степановичу Черномырдину. Эти издания имели такой успех у читателей, что, казалось, бросай перо (или компьютер), лучшего уже все равно не создашь. Как тут не вспомнить знаменитого русского драматурга XVIII века Дениса Фонвизина, которому после представления первой комедии «Бригадир» князь Потемкин сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Но Фонвизин не внял совету, и на свет появилась его бессмертная комедия «Недоросль». В общем, нет предела совершенству, и не нужно останавливаться на достигнутом. Не знаю, вспомнил ли А.Гамов этот историко-литературный пример, но он также не стал останавливаться на творческом пути. А как человек, обладающий чувством юмора и той хорошей провинциальной скромностью, которая делу не вредит, а зазнаваться не дает, он о своем творческом росте отозвался примерно так: рост, конечно, есть, вернее, вес – если вторая книга весила 750 граммов, то последняя тянет уже на полтора килограмма. В каждой шутке есть доля правды. Книга «НЕпарадные портреты» получилась не только увесистой, но и весомой: в ней представлен срез целой эпохи, поданный в такой непринужденной форме, что и аналогов в нашей литературе и публицистике трудно отыскать. Хотелось бы несколько слов сказать и о том, что книжное творчество Александра Гамова в какой-то мере имеет новотроицкие корни. Каждый раз, приезжая домой (имеется в виду отчий дом), Александр заходил в редакцию городской газеты «Гвардеец труда»: поделиться с земляками-журналистами новостями столичной жизни и вспомнить свою журналистскую юность, начало всех начал. И во время одной из встреч у нас зашел разговор о том, что публикации в «Комсомольской правде» – дело хорошее, но не пора ли ему замахнуться на книгу, ведь он постоянно встречается с первыми людьми в государстве, варится вместе с ними в политической кухне. Такой опыт общения, такие материалы из первых уст не должны утонуть в газетных подшивках. Александр говорил, что задумки у него есть, но в принципе это нереально: время, где взять время? Но, видимо, желание собрать под одной обложкой яркие мгновения современности пересилило ограниченные возможности во времени,  и задумки будущих книг вскоре воплотились в реальность. Впрочем, нам, новотройчанам, не нужно лишний раз напоминать нашему знаменитому земляку об истоках его творческого вдохновения, поскольку Александр очень бережно относится к родным корням. А «звездной болезнью», по его словам, он раз и навсегда переболел еще тогда, когда начал работать в областной газете «Южный Урал». И длилась эта болезнь не больше двух недель. Слишком много было рядом талантливых коллег, и чем они были талантливей, тем проще в общении и в жизни. И чем выше он продвигался по карьерной лестнице, работая в газетах «Советская Россия», «Вечерний клуб» (выпуск «Вечерней Москвы»), а с 1993 года – в «Комсомольской правде», тем больше находил подтверждений простой истине, высказанной когда-то Л.Н.Толстым: «Нет настоящего величия там, где нет доброты, простоты и правды».     И я думаю, что именно это понимание и сделало из Александра Гамова блестящего журналиста. Любопытен стиль его общения с сильными мира сего. Он умеет говорить с ними на равных, не боится задавать самые каверзные вопросы, но его герои, иногда, возможно, раздражаясь и даже немножко обижаясь, все-таки продолжают беседу, и после выхода материала поддерживают с журналистом дружеские отношения. Порою кажется, что другого интервьюера с подобным перечнем вопросов просто послали бы подальше, при всем уважении к четвертой власти. Но с Александром – другая история. Да, мы равны, как будто говорит он своим героям, но не я равен вам, а вы равны мне. Я не собираюсь подниматься к вам на пьедестал, у меня другие задачи, но вам никто не мешает спуститься с пьедестала и поговорить со мной откровенно. Ведь мы – люди и вместе хотим докопаться до истины. И такой подход к делу и человеку подкупает и своей честностью, и своей непосредственностью. Ну, с В.С.Черномырдиным все понятно: во-первых, они знакомы с незапамятных времен, во-вторых, земляки, а в-третьих, Виктор Степанович и сам за словом в карман не лезет и может ответить так, что не поздоровится. К тому же благодаря публикациям А.Гамова, словотворчество бывшего премьера разошлось в народе, как фольклор. Ему уже самому любопытно, а как на этот раз Гамов «опозорит» его перед всей страной? В книге «НЕпарадные портреты» есть несостоявшееся интервью с В.С.Черномырдиным,  подготовленное в апреле 2003 года для «Комсомолки» к его 65-летию, где ответы составлены сплошь из «черномырдинок». Например, на вопрос об экономическом кризисе ЧВС якобы отвечает: – Отродясь такого не бывало, и опять то же самое. Корячимся, как негры… Мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно. На ноги встанем, на другое ляжем. Вообще-то успехов немного. Но главное – есть правительство. Правительство обвиняют в монетаризме. Признаю – грешны, занимаемся. Но плохо. Кто говорит, что правительство сидит на мешке с деньгами? Мы мужики и знаем, на чем сидим. Изменений, чтоб дух захватывало, не будет. Иначе чтобы кому-то что-то дать, нужно будет у другого взять или отобрать... Вы думаете, что мне далеко просто? Мне далеко не просто… Меня всю жизнь хотят задвинуть. Все пытаются… Задвигал, только таких еще нет… Я с молодых лет… всегда работал первым лицом. Кто мне чего подскажет, тому и сделаю. Моя специальность и жизнь проходили в атмосфере нефти и газа… Да и я вон в своем седле – только ветер в ушах… Я тоже нес большую нагрузку. У меня даже голос сел. А я ведь даже вчера не пил и другого ничего не делал. Я бы это с удовольствием сделал… Впрочем, это можно цитировать до бесконечности. Никогда не надоест. Любимый герой, тут ничего не поделаешь. Непросто складывались отношения А.Гамова с молодым чеченским лидером Рамзаном Кадыровым. «Реагирует на мои писания Рамзан по-разному. Иногда смеется вместе с читателями «Комсомолки» – а большинство их, судя по откликам, воспринимают эти публикации как «шутки юмора». А бывает, и обижается, даже злится – это когда его помощники, в совершенстве знающие русский язык, нашептывают Рамзану, что я «недостаточно» перевожу его «с чеченского». Как-то Рамзан даже огорченно обронил: – Мне говорят: «Не дружи с Гамовым – он провокатор». А я вот дружу и дружу… – А зачем дружишь-то? – спросил я.  – Не могу не дружить, – ответил он. – Ты – мой брат. Но дело, думаю, не только в том, что мы с ним «побратались». Мои публикации о нем никогда не врали. Потому что я избрал хитрую журналистскую форму: только расспрашиваю Рамзана. А отвечает-то он! Причем искренне…» Мы уже говорили о стиле интервью А.Гамова. Теперь несколько слов о форме. В «Комсомолке» считают, что Александру принадлежит абсолютный рекорд по количеству интервью, предельно неформальных, взятых у маститых политиков в бане, где автор и герой хлещут друг друга вениками и по ходу банных процедур увлечены разговором «за жизнь». Такие беседы в парной журналист проводил и с В.Черномырдиным, и с П.Бородиным, и с А.Прохановым, и с Б.Немцовым, и с В.Жириновским. Иногда герои сами выбирали такую форму общения, а иногда Александр провоцировал их своим задиристым вопросом: «А не слабо ли вам сходить со мной в баню?» Это значило, что разговор предстоит очень откровенный: в бане, как говорится, скрывать нечего. Еще одна форма общения Александра Гамова с героями – это встреча «на их поле», в сфере их увлечений. С Рамзаном Кадыровым, например, он встретился на боксерском ринге. Тут надо учесть, что Рамзан – мастер спорта по боксу, а за плечами спецкора «КП» – только высший дворовый разряд по кулачным боям, приобретенный в детстве (вот они – родные корни). Тем не менее в конечном результате – победила дружба. Зато состоялся интересный разговор, с разбивкой на раунды, который потом был опубликован в майском номере «Комсомольской правды» за 2006 год. А с министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу Александр встретился на хоккейном поле. Трудности начались еще с надевания ботинок с коньками. – Стельки вставляй правильно, – сердился Шойгу. – Не так! Ну что ты в самом деле? Что ты дурака валяешь? – Я рос на заснеженной оренбургской окраине… И катался на «снегурках», привязанных к валенкам (опять родные корни, ну что тут поделаешь). И все-таки матч состоялся, и доверительный разговор с Сергеем Шойгу состоялся тоже. Расстались друзьями, хотя один из друзей не чуял ни рук, ни ног. Тяжелый хлеб журналиста. Но рассказать подробно о книге в полтора килограмма весом в одной газетной статье невозможно. Книгу нужно прочитать. Все жанры хороши, кроме скучного. А.Гамов является основоположником особого жанра –  «драматургического» интервью, где голоса, интонации героев явно доносятся к нам с печатных строк. Только в отличие от драматических произведений эти голоса принадлежат реальным людям. В    конце нашего разговора я (по методу самого Александра) начал провоцировать его на дальнейшие творческие свершения. Свой долг перед читателями «Комсомолки» он выполнил: создал книжную галерею портретов ярких людей нашего времени, политиков и деятелей искусства, которые  многими читателями теперь будут восприниматься по этим «непарадным портретам». Но, возможно, следует подумать о новой книге, куда войдут воспоминания о детстве и юности, о Новотроицке и его предприятиях, большую часть которых строил его отец, Герой Социалистического Труда Петр Алексеевич Гамов. Александр, только что сбросивший со своих плеч огромный груз по созданию и подготовке к печати «НЕпарадных портретов», со вздохом сказал, что хотел бы издать книгу своих ранних рассказов и очерков. Только, поспешно добавил он, это будет последняя книга. Ну что ж, поживем – увидим.