Гвардеец труда. Новотроицк

Певец любви и милосердия

Певец любви и милосердия
Редакция газеты «Гвардеец труда» совместно с Центральной городской библиотекой имени Горького продолжает рубрику «Забытыми тропинками», представляющую цикл статей о забытых читателями книгах и авторах, как отечественных, так и зарубежных. Стефан Цвейг – один из самых популярных в мире австрийских писателей. Он захватывает читателя с первых строк любой своей книги. Книги Цвейга из числа тех, о которых принято говорить, что их «проглатывают». О чем бы и в каком бы жанре ни писал Стефан Цвейг, он всегда стремился прежде всего к тому, чтобы пробудить в читателе-собеседнике добрые чувства. Цвейг «предпочел страдающего человека тому, чья сила и воля причиняют страдания другим». Писатель объяснял это так: «...Определенная черта моего душевного склада – никогда не принимать сторону так называемых «героев» и всегда находить трагическое только в побежденном. Поверженный судьбой – вот кто привлекает меня в моих новеллах, а в биографиях – образ того, чья правда торжествует не в реальном пространстве успеха, а лишь в нравственном смысле: Эразм, а не Лютер, Мария Стюарт, а не Елизавета...» Жанровая палитра Цвейга чрезвычайно разнообразна. И все-таки исторический жанр – наряду с психологической новеллой – оказался наиболее плодотворным для писателя. В первую очередь Цвейг проявил себя непревзойденным мастером новеллы, принесшим ему мировую известность. Лучшая из его новелл посвящена драматизму непонятой любви. Именно ее выделил А.М.Горький, высоко оценивая талант автора: «Не знаю художника, который умел бы писать о женщине с таким уважением и с такой нежностью к ней. Нам очень много рассказывали о «несчастной любви», но не помню рассказа, насыщенного таким чистейшим и целомудренным лиризмом, как «Письмо незнакомки». Цвейг не ищет для своих новелл исключительных ситуаций, он умеет открывать в банальном – драматическое, а в повседневности – скрытые конфликты. Цвейговские новеллы и по сей день увлекают читателя, особенно такие, как «В сумерках», «Гувернантка», «Жгучая тайна» и др. Вряд ли в Европе найдется другой писатель, который столько сил и времени отдал биографическому жанру – от коротких миниатюр до протяженных полотен с подробным описанием жизни и деятельности избранного исторического персонажа – Марии Стюарт или Эразма Роттердамского, Магеллана или Бальзака. Роман Цвейга «Мария Стюарт» – жизнеописание шотландкой королевы. Это психологическая проблема незаурядной женщины, не сумевшей подчинять чувства своим честолюбивым планам и ставшей жертвой интриг. Вместо престола в Англии, уже занятого Елизаветой I, Мария Стюарт села на пятнадцать лет в тюрьму, а затем была отправлена на плаху. Цвейг талантливо и правдиво изобразил жизненный путь своей героини. Наивысшего драматизма достиг он в описании казни Марии Стюарт. Твердость Марии перед лицом смерти, непреклонность ее воли, не покинувшее ее до конца жизни чувство личного достоинства Цвейг противопоставил коварству Елизаветы, лицемерно скрывавшей свою затаенную цель – добиться смерти Марии. По мнению Стефана Цвейга, устранить из людской жизни неразумие, жестокость и несправедливость можно индивидуальным человеческим деянием, имеющим нравственный характер и направленным на всеобщее благо. Во всепрощении видел писатель преодоление личных невзгод и неустроенности существования. Оно для него было устранением разобщенности людей.  Сегодня, к сожалению, Стефана Цвейга можно отнести к числу забытых писателей, но хочется надеяться, что  наши читатели снова откроют его имя. Вера ДАВЫДОВА, библиотекарь отдела обслуживания ЦГБ им.  Горького.