Чем старше человек становится, тем чаще память возвращает его в прошлое. И неважно, было оно радостным и счастливым или пришлось пережить много испытаний. Хочется понять, сложилась ли жизнь, выполнил ли ты то предназначение, ради которого пришел в этот мир.
Я слушаю Антонину Васильевну Старовойтову и понимаю, что, несмотря на выпавшие на ее долю нелегкие времена, она достойно прошла жизненный путь: состоялась в профессии, встретила родного по духу человека, такого же активного, беспокойного и открытого людям, как сама, родила и воспитала с ним двух прекрасных сыновей, которыми любые родители могли бы гордиться, и уже взрослыми становятся внуки – надежда семьи.
А истоки, как всегда, надо искать в детстве. Трудолюбие и неиссякаемый оптимизм – оттуда, легкий характер и доброжелательное отношение в людям – тоже оттуда, и непреходящие человеческие ценности восприняты и усвоены ею тогда же.
Детство Антонины Васильевны Старовойтовой пришлось на военное и послевоенное время. Отец Василий Сергеевич Демидов пропал без вести, защищая Ленинград, и мать Елизавета Никитична растила дочь одна. Была она работящей, мудрой и практичной женщиной, потому с малых лет приучала дочь к труду. Жили они в Мордовии в лесном поселке Смольный, и лес помогал им выжить. Оттуда были и ягоды, и грибы, и сено для коровы, и дрова топить печь. Антонина мечтала быть учительницей, как сестры матери, и с детства играла в школу. А когда подросла, настоящая школа стала самой значительной частью ее детской жизни. Училась она хорошо, считалась «ударницей», участвовала в художественной самодеятельности. А после окончания ее поступила в Саранский пединститут.
Наиболее яркое воспоминание студенческих лет – поездка на целину, на уборку первого целинного хлеба. Группу саранских студентов послали в Казахстан. Ехали в теплушках, спали на сколоченных из досок двухъярусных полках. С собой у Антонины был мешок, в который практичная мать упаковала ватное одеяло, свою фуфайку и теплый платок. И еще у нее была гитара, а потому ехали весело, с песнями.
Из своей студенческой юности (а мы в те годы тоже ездили летом на уборку хлеба) я помню, что человек с гитарой был едва ли не самой притягательной фигурой в студенческом отряде: после ужина под звездным небом все, забыв о дневной усталости, собирались вокруг него около вагончика или палатки, и песни звучали особенно задушевно, и перебор гитарных струн будоражил душу, и ты чувствовал себя частью огромного мира и верил, что все в жизни сложится хорошо.
Это был 1956 год. Хлеба выдались удивительными! Студентов даже предупреждали не заходить далеко в пшеницу, чтобы не заблудиться. Именно тогда она поняла, что значат выражения «золотая нива» и «море хлебов». Высокая пшеница под ветром волнами перекатывалась от края до края горизонта, и никаких ориентиров в этом море не было – ни высоких деревьев, ни зданий или элеватора.
Под палящим зноем Антонина работала на копнителе. И так до октября. Вернулась домой похудевшая, опаленная солнцем и привезла матери свой первый заработок – 24 пуда первосортной пшеницы, которую ей выдали на ближайшей железнодорожной станции.
Второе лето не было таким урожайным. Земля словно истощилась, пшеница была низкорослой, с худосочным колосом. Но помощь студентов была нужна на заготовке кормов. Антонине запомнилось, как они ворошили сено, а потом грузили его на машины. Была она девушкой тонкой, но высокой, и ее ставили на подачу сена – нелегкое, надо сказать, дело. А вот кормили их в тот раз не в пример хуже, и они после работы шли на рыбалку, а потом варили уху на костре. И снова у палаток на берегу реки звучала гитара и велись задушевные разговоры.
За работу на уборочной Антонина получила медаль «За освоение целины», и уже много позже ей не раз приходилось участвовать в слетах целинников и даже выступать на них. Но важнее другое: уборочная на целине закалила, приучила не бояться тяжелой работы, воспитала чувство коллективизма, ответственность.
После института уже не Антонина, а Антонина Васильевна, молодая учительница химии, приехала работать в Новотроицк. Здесь шла большая стройка, народ ехал из разных краев, многие, работая, хотели учиться. Ее направили в вечернюю школу и дали классное руководство. Вначале она даже растерялась: готовилась-то учить детей, а тут за партами взрослые, серьезные, уже состоявшиеся в профессии люди. И как собрать свой класс, если одни учатся с утра, другие – вечером, а то вообще остаются на сверхурочные работы и их по несколько дней не бывает в школе?
Запомнился самый первый урок. После звонка она вошла в класс, но никто почему-то и не подумал вставать.
– По-моему, когда преподаватель входит, надо встать и поприветствовать его, - нашлась она.
– А вы что, учительница, что ли? – раздался чей-то удивленный голос.
– Да, учительница. И я ваш классный руководитель.
– Ребята! Да никак вставать надо! Учительница пришла!
Она учила и училась сама работать со взрослыми людьми.
– Я очень люблю фильм «Весна на Заречной улице», – говорит Антонина Васильевна. – Много раз смотрела его. И всегда вспоминаю, как сама начинала вот в такой же вечерней школе. И у нас ученики, бывало, и занятия пропускали, и засыпали на уроках. И я тоже ходила в цеха, на стройку посмотреть, в каких условиях они работают, чтобы понять, чем им можно помочь.
– Ты не забывай, что они приходят в школу после тяжелой смены и уроки учить им некогда. Потому преподавать в вечерней школе надо совсем не так, как в обычной. Ищи свои методики, - подсказывали коллеги.
Антонина Васильевна до сих пор помнит многих своих учеников. Герой Советского Союза Андрей Филиппович Зинин, будущий начальник «Стальмонтажа», Герой Социалистического Труда Василий Иванович Крюков, известный стальмонтажник Сергей Мочалин, стальмонтажник Николай Иванович Ефремов, ставший позже военкомом, – все они когда-то учились у нее. Она испытывала глубокое уважение к своим «ребятам», понимала их трудности и, не снижая требований, стремилась помочь им в нелегком деле овладения школьной программой.
В молодости легко завязывается дружба, с иными своими коллегами по вечерней школе Антонина Васильевна до сих пор поддерживает отношения, хотя все они уже на заслуженном отдыхе и живут в разных городах.
В те же годы она встретила человека, с которым рука об руку прошла всю жизнь. Это Альфред Андреевич Старовойтов, известный в Новотроицке человек. В самые трудные 90-е годы он был главой города. А тогда, в начале 60-х, он только начинал свою карьеру. Шесть лет молодые жили в одной квартире с родителями Альфреда Андреевича, и Антонина Васильевна многому научилась у старших Старовойтовых, которые сразу всей душой приняли невестку в свою семью.
Когда у них родился первенец Виктор, Антонина Васильевна перешла работать в ПТУ-15 преподавателем химии. Это были годы профессионального роста и поиска. Признанием ее профессионального мастерства стала должность общественного методиста по восточной зоне Оренбуржья, а потом звание отличника народного образования.
В 1988 году она была направлена на Всесоюзный съезд работников народного образования. Для нее это было огромное событие, она как-то вдруг ощутила себя частицей большой армии людей, несущих ответственность за обучение и воспитание молодежи, с отчетливостью осознала, что во главу угла работы в детском саду ли, в школе или в училище надо ставить личность ребенка, ученика. И задача любого педагогического коллектива – создать для этого все условия. Своими мыслями она делилась с коллегами по возвращении из Москвы.
Она подтвердила высшую категорию учителя, получила звание Заслуженного учителя РСФСР. Что еще может пожелать человек, отдавший учительскому труду 44 года?
Росли дети, принося родителям много радости. Например, старший сын Виктор считался гордостью школы №14. Поступил в МИФИ, после окончания вуза был направлен на работу в Институт высоких энергий в Протвино. Позже, в 90-е годы, когда труд ученых оказался невостребованным и многие из них выезжали за рубеж, он сделал свой выбор – остался в России и вернулся в Новотроицк. Сергей окончил Ленинградский университет и тоже живет и работает в родном городе.
Сегодня Антонина Васильевна на заслуженном отдыхе, но связи со своими коллегами сохраняет, и по-прежнему для нее 1 сентября – большой праздник, каким он был всю жизнь. Теперь 1 сентября она провожает на занятия уже внуков, как когда-то провожала сыновей Виктора и Сергея. Внучка Анастасия учится в МИСиС, а внуки Андрей, названный в честь прадеда, внучки Вера и Лиза, названная в честь прабабушки, пойдут в школу. А до того они отметят юбилей своей любимой бабушки Антонины Васильевны. Вся большая семья Старовойтовых поздравит ее и пожелает здоровья и счастья.
К этим поздравлениям присоединяемся и мы.
Светлана КРАВЦОВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.