Суть и смысл нового проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.
В преамбуле к Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», подписанной Президентом Д.Медведевым, говорится: «Модернизация и инновационное развитие -- единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства».
Прошедший учебный год еще раз подтвердил, что образовательные учреждения города не стоят в стороне от общих инновационных процессов, происходящих в российском образовании.
Уже определенно можно сказать: педагоги ставят перед собой и реализуют цели опережающего развития школьников. Ребята вовлекаются в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения. 2009-2010 учебный год был как никогда урожайным на победы. Учащийся школы №9 Дмитрий Хорошаев, лицеистка Ирина Маркова и педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества А.Торшина, участвуя во всероссийских конкурсах исследовательских работ, стали лауреатами президентского гранта, первое место во всероссийском конкурсе «Письмо Президенту» занял также новотроицкий школьник Александр Любакивский из лицея. Гимназистка Лиля Байгужина достойно выступила на международном конкурсе по английскому языку.
Уже становится доброй традицией успешная сдача выпускниками единого государственного экзамена. Из 451 выпускника 448 справились с обязательными экзаменами. Выпускники школ №1, 4, 9, 10, 13, 17, 23, гимназии, лицея, коррекционной школы-интерната и вечерней школы успешно сдали экзамены по выбору и обязательные.
В сравнении с областными показателями городской средний балл выше по литературе, русскому, английскому, французскому языкам, химии, информатике, физике, русскому языку, математике, обществознанию, биологии.
Воспитать творческого ученика может только современно мыслящий, владеющий новыми педагогическими технологиями учитель. Именно он, внимательный, восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому, -- ключевая особенность школы будущего. Сегодня в образовательных учреждениях города трудится 1471 педагогический и руководящий работник. С высшим образованием – 85,1% учителей, из них аттестовано 90,7%. Это несколько ниже предыдущего учебного года (92,8%). Но причина в том, что учительские ряды в прошлом году пополнили молодые специалисты, выпускники вузов и ссузов. Выше городского показателя число аттестованных учителей в лицее, гимназии, коррекционной школе-интернате, школах № 23, 16, 14, 13, 11, 9, 6. Самый низкий показатель аттестованных учителей в школах №3 (66,7%), №22 (77,8%), ВСОШ (71,4%). Так что работать в этом направлении есть над чем.
Мы ведем работу по подбору кадров, руководители школ и управления образования участвуют в распределении учителей после окончания ОГТИ; директора приглашают на замену отсутствующих учителей и на замещение вакансий пятикурсников ОГТИ с последующим трудоустройством. Такая схема привлечения молодых кадров предлагается в «Нашей новой школе». Но мы, как видите, немного опередили время, внедрив ее несколько лет назад.
Учитель не должен растерять вкус к исследовательской работе, поиску. Поэтому в информационно-методическом центре создано 24 городских творческих группы (ГТГ), цель которых -- включение педагогов в опытно-экспериментальную работу.
В 2009-2010 учебном году ИМЦ был отмечен в областном конкурсе инновационных моделей муниципальных методических служб. Школа №23 стала лауреатом конкурса лучших инновационных школ на грант губернатора, успешно выступили наши педагоги в зональном конкурсе «Учитель Оренбуржья», заняв первое и четвертое места.
В целях выявления и поощрения талантливых работников системы образования города, повышения престижа профессии педагога проведен городской конкурс профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».
Вопросы дошкольного образования являются приоритетными, ведь образование в детском саду – трамплин для успешного обучения в школе, вузе, в жизни.
В целом работа дошкольных учреждений города соответствует современным требованиям. Большинство детских садов удовлетворяют запросы родителей, общественности. Реализация программы «Развитие системы образования города Новотроицка на 2003-2010» позволила стабилизировать процент охвата детей дошкольным образованием (2007 г. – 79,5%, 2008 г. – 80%, 2009 г. – 80%).
Одной из ярко выраженных тенденций развития дошкольного образования является переход от унифицированной образовательной системы к вариативной. Так, в системе дошкольного образования города работают два дошкольных учреждения компенсирующего вида, одно для детей раннего возраста, одиннадцать детских садов комбинированного вида и семнадцать общеразвивающего вида.
Однако недостаточное финансирование не позволяет укреплять материально-техническую и учебно-методическую базу сельских детских садов, организовать так работу, чтобы она в полной мере удовлетворяла потребности родителей, учитывала состояние здоровья детей, их способности и интересы.
Новые образовательные стандарты, предлагаемые в Национальной образовательной инициативе, предполагают различные формы обучения -- очную, очно-заочную, форму семейного образования, экстернат. У нас очно-заочной формой воспользовались 84 учащихся, которые обучаются в вечерней школе.
Для больных детей по заключению медико-социальной экспертизы и рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии организовано индивидуальное обучение на дому по специальным программам. За последние четыре года количество таких детей уменьшилось до 54 человек, из них воспользовались услугами дистанционного обучения 13.
Ребята, испытывающие сложности в освоении общеобразовательных программ, обучаются в классах для детей с отклонениями в развитии. За последние три года количество таких детей уменьшилось на 61 человека и составило в 2009-2010 учебном году 206 учащихся.
Это лишь некоторые аспекты проблем, решаемых педагогическим сообществом города. Они гораздо многограннее и сложнее. Поэтому в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» мы продолжим практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи, использование современных информационных образовательных технологий, развитие системы дошкольного образования, обеспечивающего равные условия прихода детей в школу, будем совершенствовать качество оценки знаний учащихся, совершенствовать модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся. Наша школа должна учить молодежь во имя будущего.
Уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом нового учебного года. Желаю всем крепкого здоровья, неуспокоенности, творческих успехов, ведь мы учим молодежь во имя будущего нашей страны.