Гвардеец труда. Новотроицк

Знать и помнить имена героев

Музей поискового отряда «Уралец» был открыт в школе № 22 Новотроицка в марте 2005 года. девиз поисковиков – «Мы идём по следам героев, чтобы мир знал их имена». Руководит музеем командир «Уральца» Юрий Комароцкий.

Знать и помнить имена героев Знать и помнить имена героев Знать и помнить имена героев Знать и помнить имена героев Знать и помнить имена героев Знать и помнить имена героев Знать и помнить имена героев Знать и помнить имена героев

Всё началось с коллекции

В 1989 году, а затем в апреле 1990-го по инициативе работника комбината Николая Исаева и при поддержке руководства местного комитета комсомола состоялись первые поисковые экспедиции новотройчан. Весной 1990 года еще безымянный отряд выехал в Новгородскую область – в места, где в 1942-м Вторая ударная армия пыталась вырваться из окружения. Поездка, давшая начало новотроицкому поисковому движению, подарила участникам незабываемые ощущения причастности к подвигу советского народа. И не только. Привезенные «трофеи» стали первыми экспонатами еще не музея, но большой коллекции, которую Юрий Комароцкий разместил в своем рабочем кабинете металлургического техникума (ныне – политехнический колледж), где он в то время преподавал. С каждым годом эта коллекция пополнялась. Посмотреть на солдатскую амуницию, «смертные» медальоны, каски, котелки, ложки приходили не только студенты и ученики. Юрий Иванович использовал эти предметы для проведения мероприятий в учебных заведениях города. Заинтересованные ребята вскоре начали спрашивать его, где можно увидеть другие экспонаты. Так появилась идея создания музея. Долгое время ее не получалось воплотить в жизнь: «Уральцу» не удавалось получить помещение, и богатейшая коллекция хранилась в ящиках и коробках.

Но, благодаря директору школы № 22 Варваре Евгеньевне Рудюк, которая предоставила Юрию Комароцкому просторную классную комнату, музей «Уральца», что называется, обрел дом и получил негласный статус городского центра военно-патриотического воспитания. Ежегодно здесь проходят экскурсии и тематические беседы, сюда приглашают почетных гостей.

Каждый экспонат – особенный

За каждым экспонатом – своя история, пополняющая знания современников о годах Великой Отечественной войны.

Или вот – фрагмент артиллерийского прицела, очевидно, минометного. Он был обнаружен в 1999 году на Синявинских высотах. В ходе ожесточенных боев наши части подвергались массированным обстрелам. Эта вещь – единственное, что осталось от орудия.

В этом же районе, но уже в 2000 году, нами была найдена чайная ложечка с многочисленными повреждениями. По тому, сколько осколков пробило маленький предмет, можно судить о плотности огня, который велся врагом по нашим позициям. Нетрудно понять, что у владельца ложечки не было шансов выжить.

Конечно, самыми ценными являются находки, благодаря которым поисковикам удавалось установить личности погибших солдат. И речь идет не только о «смертных» медальонах.

С Ленинградской областью связана еще одна, почти мистическая история. Уральцу Евгению Романову приснился сон, что наутро один из нас найдет останки солдата с орденом. И надо же такому случиться. На следующий день Александр Назаров обнаружил солдата, на обмундировании которого сохранился Орден Красной Звезды. Это был старший политрук Факторович. Кстати, награда была передана в наш музей его родственниками.

А вот рассказ еще об одной интересной находке.

В 2018 году подо Ржевом был найден командир отделения Андрей Никитович Матюшечкин. Судя по всему, он погиб геройски, во время наступления прорвавшись в немецкую траншею. Рядом с останками не было оружия – это неудивительно: похоронные команды собирали его. Но вот что вызывает вопросы: откуда у сержанта в 1942 году, когда здесь разворачивались военные действия, могли взяться патроны от американского кольта 45-го калибра. Это так и осталось загадкой.

Итоги летней «Вахты Памяти»

К сожалению, нам удалось найти останки лишь троих солдат, личности которых установить было невозможно. В 1943 году, когда здесь велись ожесточенные бои, «смертные» медальоны уже отменили, в ходу были красноармейские книжки, а они быстро истлевают в земле. Также было обнаружено большое количество фрагментарных останков. Это объясняется тем, что в послевоенные годы здесь велись градостроительные и дорожные работы. То, что копают на месте кровопролитных боёв, строители, очевидно, и не предполагали.

Поисковый сезон был непростым с точки зрения погодных условий. Однако ни жара, ни высокая влажность, ни тучи мошек и комаров не помешали энтузиастам. Кстати, среди двенадцати поисковиков «Уральца» были две школьницы – Анна Глушенкова и Элеонора Дружинина, девятиклассницы школы № 22.

Девушка отмечает, что хочет продолжить выезжать на «Вахты Памяти». Она также занимается в кружке «Юный поисковик» и стрелковой секции, которые под руководством Юрия Комароцкого действуют на городской Станции детского и юношеского туризма.

Захоронение останков советских солдат, обнаруженных в ходе «Вахты Памяти», которая продолжится в Старорусском районе до середины октября, состоится в деревне Давыдово в следующую весеннюю вахту, в преддверии Дня Победы.


– Мало кто знает, что в начале войны у наших бойцов были стеклянные фляжки, – говорит Юрий Иванович, – поскольку алюминий шел на изготовление техники. Их носили на ремнях в брезентовых чехлах. Конечно, они были очень неудобными, поскольку легко разбивались. На горлышке этой фляжки, обнаруженной нами в 2013 году, заметен скол.
– В 2000 году у села Гайтолово Ленинградской области Вера Буханцева обнаружила останки бойца, с треугольниками на петличках обмундирования, что позволяло понять, что солдат был сержантом, – продолжает Юрий Комароцкий. – При нем были фрагменты бинокля и котелок с выбитой на нем фамилией – Буженов. Поскольку наличие фамилии не является достаточным основанием для идентификации солдата, который мог свою вещь потерять, подарить или отдать во временное пользование, поисковики проверяли списки военнослужащих, которые воевали в этом районе. И в 2005 году удалось установить: в составе 1242-го стрелкового полка служил старшина пулеметной роты, старший сержант Толосбай Буженов, призванный из Павлодарского района Казахстана, который числился пропавшим без вести с октября 1942 года у названного выше села. Все сошлось. Советский воин был возвращен из безвестности.
– Главной нашей целью был поиск останков красноармейцев, – рассказывает командир «Уральца» Юрий Комароцкий. – Поиск велся у железнодорожного полотна, проходящего недалеко от окраины Старой Руссы. Один из бойцов был обнаружен буквально в трех сотнях метров от дома № 43 по улице Яковлева.
– В поисковой экспедиции я принимала участие первый раз, и мне очень понравилось, – делится впечатлениями Анна. – Каждый раз, когда мы находили останки советских бойцов, это было очень волнительно.