Дорогие коллеги, учащиеся, родители!
Вот и наступает волнующий день: 1 сентября все мы, взрослые и дети, идем в школу. Учителя – чтобы встать к учительскому столу и дать в руки учащимся главный инструмент жизненного успеха – знания. Ученики – чтобы, сидя за партами, воспринять их и подняться на очередную ступеньку в познании мира. Родители – чтобы своим терпением, мудростью поддержать своих детей.
Начинается трудная, упорная работа. Она обязательно должна дать свои плоды, потому что талант, мастерство педагогов, учащихся не могут остаться невостребованными.
Дерзайте, постигайте новое, совершенствуйтесь! Успехов вам!
Лариса КОТОВА,
начальник городского управления образования.
36 детских садов, 17 школ и 4 учреждения дополнительного образования 1 сентября начинают свою работу в новом учебном году. О том, чем этот год станет особенным, рассказывает начальник управления образования Новотроицка Лариса Котова.
-- Лариса Анатольевна, в начале учебного года, естественно, все внимание приковано к самым маленьким школьникам – первоклассникам. Сколько их у нас?
-- Всего в школы пойдут 9500 детей. Из них 1014 – в первый класс, и это уровень прошлого года. Есть первоклассники и в селах, но вопрос о том, будут ли они обучаться в отдельном классе или в сборном, вместе с более старшими детьми, в каждой школе решается самостоятельно, исходя из количества учеников и финансовых возможностей образовательных учреждений. Как правило, если детей мало, при существующем финансировании классы в начальном звене приходится объединять.
-- Знания, которые получает ребенок в школе, в первую очередь зависят от профессионализма учителей. Одна из проблем, которая не один год существует в образовании, – старение педагогических кадров.
-- За последние три года к нам пришло 65 молодых учителей. Из них 19 уже уволились, перейдя в другие отрасли. Другой вопрос, что качество подготовки специалистов, которые приходят в школы после вузов, оставляет желать лучшего. К сожалению, не секрет, что комплектование педагогических институтов идет по остаточному принципу. В результате имеем то, что имеем: 18% новотроицких учителей -- пенсионного и предпенсионного возраста. Этот показатель у нас значительно выше среднеобластного. Такое же старение отмечается и среди воспитателей детских садов.
-- Поможет ли ожидаемое повышение оплаты труда педагогов удержать в школах молодых учителей?
-- Если только отчасти. К тому же пока неизвестно, будет ли повышение заработной платы воспитателям и педагогам дополнительного образования. Если зарплата учителей общеобразовательных учреждений финансируется из области по субвенциям из федерального центра, то зарплата сотрудников детских садов и учреждений дополнительного образования – это ответственность местного бюджета, и средств на повышение зарплаты в нем нет.
-- Новые образовательные стандарты – тема, которая по-прежнему вызывает немало суждений. Как внедряются они в Новотроицке?
-- Нынешний год -- третий, как мы работаем по новым стандартам в школе №22. Пионерами в этом деле здесь были первоклассники, которые сейчас идут в третий класс – 25 учеников. В прошлом году уже все первоклассники города включились в этот процесс. А в нынешнем году школа №13 начинает апробацию стандартов второго поколения в одном пятом классе. 15 педагогов, включая завуча и директора, прошли соответствующее обучение. После данного пилотного проекта в следующем году стандарты второго поколения будут вводиться во всех пятых классах. А дальше настанет черед старшеклассников, когда по новым стандартам начнут обучаться учащиеся 9 классов.
-- В этом году впервые в городе в обычной школе начнут учиться дети-инвалиды, которые не могут ходить. Как такое оказалось возможным?
-- После большой подготовительной работы мы внедряем программу «Доступная среда», рассчитанную на детей с ограниченными возможностями, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на колясках. Реализуется программа в лицее №1. Шесть детей, родители которых дали согласие на их обучение в обычной школе, будут получать знания в начальных классах вместе со своими ровесниками. В прошлом году мы работали над созданием условий: установили пандусы, на первом этаже убрали пороги, подготовили туалеты. Теперь ведем переговоры с управлением соцзащиты, чтобы нам выделили социального работника, который сопровождал бы детей во время учебного процесса. Для доставки ребятишек в школу приобретена ГАЗель, сейчас разрабатывается маршрут движения.
-- Почему программа рассчитана именно на детей-колясочников?
-- Для слабовидящих школьников в городе есть специализированный интернат, для детей с нарушениями слуха – интернат в Орске. А дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте вынуждены обучаться на дому либо дистанционно только потому, что для них в обычной школе не созданы условия. В перспективе планируем распространить эту программу и на дошколят, тоже на базе лицея №1, его дошкольном звене -- в бывшем детском саду №5.
-- Наши школы идут в ногу со временем, практически все имеют свои сайты, где всегда можно получить необходимую информацию о жизни школы, учебном процессе. Теперь речь зашла и об электронных дневниках.
-- И дневники, и электронный журнал уже ведутся в образовательных учреждениях как второй документ наравне с традиционным. Не отрицаю, конечно, родителям удобно получить на свою электронную почту оценки ребенка. Но с другой стороны, это еще одна дополнительная нагрузка на учителя, и я бы не сказала, что это приоритетное направление деятельности в общей школе.
-- А что можно отнести к приоритетным?
-- Мы планируем развивать дистанционное обучение как раз в связи с тем, что учителей сегодня не хватает, и в селах мы не в состоянии обеспечить исполнение учебного плана, потому что педагогов-предметников там просто нет. Поэтому в лицей, гимназию, в 16 и 17 школы, а также в школу №3, закуплено оборудование, которое позволит, синхронизируя расписание уроков, одному педагогу одновременно вести предмет сразу в нескольких школах. Например, учитель ведет урок химии в 8 классе лицея, и благодаря телекоммуникационным связям этот же урок могут видеть и участвовать в нем ученики такого же 8 класса, но в Новорудном. Педагог, таким образом, работает уже не с одним, а с двумя классами. Осталось установить оборудование и, главное, добиться бесперебойного скоростного Интернета – это самая большая загвоздка. Как нельзя кстати такое обучение было бы для детей из Белошапки Гайского района, которые обучаются в нашей школе №16. Зимой, когда дороги заносит, учеников порой невозможно доставить на уроки в город, дистанционное обучение позволило бы детям не отставать от программы. Но пока нет связи, и мы ищем возможность решить эту проблему.