Гвардеец труда. Новотроицк

«Мне есть за что судьбу благодарить»

«Мне есть за что судьбу благодарить»
Многие новотройчане посещали городской музейно-выставочный комплекс и хотя бы визуально знакомы с его красивой, энергичной хозяйкой Ириной Алексеевной Фурсовой. Всегда на бегу, она, тем не менее, находит время, чтобы подарить каждому человеку улыбку, сказать приветливое слово. И в этом тоже заключается один из многочисленных талантов директора Новотроицкого музея: Ирина Алексеевна умеет так спрессовать отпущенное всем нам время, что ей его хватает и на работу, и на заботу о семье, и на встречи с друзьями, и еще на множество других дел. Ирина Алексеевна коренная новотройчанка, и для неё это очень важный фактор. Положа руку на сердце, никто лучше её не знает истории города и тех многочисленных деталей быта, из которых складывается жизнь. Чтобы копить эти знания, приумножать их, передавать  людям, нужно быть патриотом родного края, нужно быть связанным с ним кровными узами. И в этом заключается первый знак судьбы. А второй знак – это атмосфера, в которой проходило воспитание нашей героини. Отец, Алексей Егорович Кречетов, после службы в армии работал на Орско-Халиловском металлургическом комбинате. Мама, Вера Сергеевна, работала в трамвайном управлении. «Когда мне было несколько месяцев, – рассказывает Ирина Алексеевна, –   меня определили в ясли. Звали «синикой», потому что глаза были синими.  «Горластой», потому что капризничала много. Бабушка  Саня на Юрге и воспитатели  не спускали меня с рук. Родители жили в общежитии, где  дети всей толпой играли в длинном коридоре и этой же толпой ходили в одну группу садика. Дети, как правило, не запоминают родителей молодыми. Мы растем, они стареют. Но для меня мои родители всегда будут самыми красивыми. Родной голос, узнаваемые шаги, бережное прикосновение рук, добрый свет глаз – это не имеет отношения к возрасту. Это – постоянно. Я не говорю родителям о своей любви к ним. Чувство, которым я к ним привязана, такое же естественное и обязательное, как дыхание. Я не называю своих родителей отцом и матерью, только – папа, мамуля, даже сейчас, когда сама стала взрослой». В 1969 году Ирина пошла в 1 класс средней школы № 18, которую окончила в 1979 году. Школьницей каждое лето ездила в пионерский лагерь «Родник» и знала все его традиции. С четвёртого класса вела экскурсии в школьном музее имени Мусы Джалиля. Танцевала в ансамбле ДК «Химик». В 8-10 классах была секретарём школьной комсомольской организации. И мы уверены, что ребятам в этой организации скучать не приходилось. Конечно, из предыдущего рассказа трудно ещё понять, кем станет наша героиня. Но характер её уже определился. Она всегда была в окружении ребят, и всегда была лидером. У неё артистическая натура, но с детства проявлялся интерес к музейному делу. В 1981 году Ирина поступила в юридический институт в Оренбурге на отделение «Правоведение». Все годы учёбы была старостой группы. Будучи практиканткой, получила «благодарственное письмо на родину» с записью в трудовой книжке. Институт окончила в 1986 году, получив специальность «юрист». С марта 1982  по март 1988 года работала в горкоме комсомола в должности инструктора культурно-массового отдела. Избиралась делегатом многих молодёжных съездов и конференций. Принимала участие в туристических слётах, пробегах, была доверенным лицом депутатов разных уровней власти.  В апреле 1988 года Ирина Алексеевна Фурсова была принята младшим научным сотрудником в историко-краеведческий музей города Орска и возглавила его Новотроицкий филиал. Тут же она подняла вопрос об отсоединении фондов и придании музею статуса самостоятельного, государственного. 17 ноября  1988 года на основании решения горсовета «Об открытии городского музея» стала первым директором государственного историко-краеведческого музея в городе Новотроицке. С этого времени в её жизни начинается новый период, который вмещает в себя столько событий, творческого труда, плодотворных идей, интересных встреч, радостей, тревог, забот, что иному человеку хватит и на несколько жизней. Свой музей Ирина Алексеевна не получила в готовом виде. Многое приходилось начинать с нуля. Решать вопросы строительства нового здания музея. Вдвоём с мужем, Константином Александровичем, они организовывали перевозку фондов и оборудование музея. Тогда же шло укомплектование  штата сотрудников будущего Новотроицкого музея,  оформлялась основная экспозиция и создавались при музее общественные формирования. Молодой директор, 26 лет от роду, почти девчонка, вникала в проект, подбирала оборудование, ездила по заводам, фабрикам, смотрела стеллажи, в проектном институте согласовывала проект. Перевела музей на новые условия хозяйствования по первому способу распределения доходов. Неоднократно по данному вопросу выступала на областных семинарах работников культуры. Второе высшее образование получила в Санкт-Петербургской государственной академии культуры. С 1991 по 1993 годы училась по специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры». По принципиальным соображениям при написании всех работ использовала только местные, новотроицкие материалы. Её работы были рекомендованы к изданию. По окончании академии получила диплом с отличием и квалификацию «Музеевед». В том же году окончила курсы вязания и вождения легкового автомобиля.  Имеет водительское удостоверение международного образца. За 24 года работы в должности директора городского музейно-выставочного комплекса Ирина Алексеевна добилась многого. По мнению специалистов, музейно-выставочный комплекс Новотроицка – уникальное явление. Выставки, вернисажи, лектории, экскурсии, встречи с заслуженными людьми, мастер-классы – это далеко не полный перечень форм, которые здесь используют. Пожалуй, нет ни одной целевой аудитории, начиная от детского возраста, заканчивая пенсионерами, для которой бы не был подготовлен интересный проект, придумана акция. Новотроицкий музейно-выставочный комплекс в течение ряда лет является методическим центром для музеев восточной зоны Оренбуржья. Не только Ирина Алексеевна оказывала влияние на музей по всем сферам его жизнедеятельности, но и музей стал для неё стимулом профессионального роста, выявил её огромные потенциальные возможности, дал толчок развитию личности. Музей собрал в своих стенах замечательный коллектив профессионалов, привлёк сотни людей, увлечённых историей своего края, краеведов (в том числе и школьников, объединённых в кружке «Искусство Урала») и первостроителей города, талантливых художников, людей искусства и культуры. За свой многолетний труд Ирина Алексеевна награждена многочисленными грамотами и благодарностями. Среди наград -- благодарность губернатора Оренбургской области за большой вклад в пропаганду и сохранение историко-культурного наследия края; диплом Гран-при «Лучший по профессии»; сертификат Российского Этнографического музея за участие в работе «Научно-практическая лаборатория по этнографическому музееведению». И многие другие. «Счастлив тот, кто счастлив дома», – писал когда-то Лев Николаевич Толстой. Правоту этого высказывания Ирина Алексеевна поняла на своей семье. И даже большое горе – потеря мужа – не смогло подорвать основы этого счастья. Константин Александрович был светлым человеком, такие люди не уходят бесследно: как ангелы-хранители они остаются и в памяти родных людей, и в их жизни, помогая, поддерживая на каждом шагу. Всей душой Константин понимал жену, помогал во всех делах, даже перешёл работать в музейно-выставочный комплекс, чтобы всегда быть рядом. Так сложилась у него замечательная семья – любимая жена и три дочки. Старшая, Ольга, является директором и главным редактором одной из газет в Москве. Анна – научный сотрудник Центрального музея современной истории России (Москва). Младшая, Варя, учится в Новотроицкой гимназии № 1, принимает участие в конкурсах художественного чтения, пишет стихи, не раз становилась лауреатом творческих конкурсов. Растут двое внуков –  Василиса и Костя, названный в честь дедушки. В основе семейного счастья Ирины и Кости лежала любовь. Любовь наполнила смыслом их жизнь, сделала их лучше, возвысила их души, подарила им мечту. Мир вокруг преображался. И мир их семьи преображался тоже. Все дети в семье желанны и любимы. Родители прививали им интерес к знаниям, активную жизненную позицию. Ирина и Константин всегда были членами родительских комитетов в гимназии № 1. К детям относились как к самостоятельным людям, «данным им Богом на воспитание». Всей семьёй проходили послушание в Оптиной Пустыни, Ирина с девочками ухаживали за могилами старцев, Константин работал в мастерской. Ирина Алексеевна никогда не жила половинчатой жизнью, не замыкалась только на музейной работе. Она сумела гармонично совместить в своей жизни всё, что составляет её смысл. Согласимся, такое бывает не часто. «К сожалению, сейчас  я не могу  в полной мере воспользоваться своими женскими привилегиями: капризничать, кокетничать, но мне всё равно нравится  жить. Нравится  быть сильной и одновременно слабой, залезть под одеяло и лежать, тайно плача  от переизбытка проблем и невыносимой усталости, а  завтра выйти на улицу и улыбаться во весь рот лишь от того, что мир прекрасен. Мне нравится быть дочерью, матерью, женщиной. Мне просто нравиться быть! Мне есть за что судьбу благодарить: Со мною рядом те, кто всех дороже. Мне есть  кого растить, Мне есть  кого любить, Мне в жизни повезло, Пусть повезет вам тоже». Каждый человек – это своеобразный музей, хранитель памяти земной. И каждый человек – это вселенная, все красоты мира, мыслей и чувств вмещаются в бесконечной душе человека. Сегодня мы только прикоснулись к вселенной Ирины Алексеевны. Открыть все тайны и загадки, все чудеса этой вселенной нам не дано. И это замечательно. Потому что открытия продолжаются.